Академия

14 марта 2017 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

14 марта 2017 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

14.03.2017 14 марта 2017 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук Научное сообщение «Экономический пояс Шелкового пути и Евразийский экономический союз: проблемы и перспективы сопряжения двух проектов». Докладчик — д.э.н. Андрей Владимирович Островский (Институт Дальнего Востока РАН).

Сводка и итоги

 

14 марта 2017 года

состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

Члены Президиума заслушали научное сообщение «Экономический пояс Шелкового пути и Евразийский экономический союз: проблемы и перспективы сопряжения двух проектов».

Докладчик — д.э.н. Андрей Владимирович Островский (Институт Дальнего Востока РАН).

Исследование исходит из предположения, что в последние годы роль азиатских стран в мировой политике возрастает — в условиях возвышения Китая, а однополярный мир во главе со США фактически прекращает свое существование, и ему на смену приходит многополярный мир.

Осенью 2013 года Китай выдвинул стратегическую инициативу «Один пояс — один путь», который был разделен на два проекта — «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». Китай ставит задачу связать между собой экономически развитые страны Восточной Азии и Европы по двум древним маршрутам Шелкового пути, создать самую протяженную, имеющую самые большие резервы и самую объемную платформу экономического сотрудничества между Азией и Европой.

Данный проект направлен на ускорение социально-экономического развития Китая в условиях новых вызовов для него на мировой арене. К этим вызовам относятся сокращение экспортных возможностей на традиционных рынках США, Евросоюза и Восточной Азии в результате снижения мировых темпов экономического роста и попытки США ослабить политические и экономические позиции Китая на мировой арене путем создания двух новых структур — Трансатлантического партнерства и Транстихоокеанского партнерства.

Для достижения цели Китай создал две мощные финансовые структуры — Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Фонд Шелкового пути, в которых страны треугольника РИК (Россия-Индия-Китай) являются главными акционерами.

Каково отношение России к данному проекту? Каковы возможности использования китайской инициативы для обеспечения социально-экономического развития нашей страны? Каковы позитивные или, наоборот, негативные условия для включения России в реализацию китайской инициативы, связанные с сопряжением проектов — «Экономический пояс Шелкового пути» и Евразийский Экономический Союз(ЕАЭС)?

Некоторые западные ученые видят в китайских инициативах реализацию идей плана Маршалла для стран Центральной Азии. Другая группа западных ученых считает, что китайские инициативы являют собой не что иное, как экспансию Китая в отношении развивающихся стран в новых условиях после мирового финансового кризиса2008-2010 гг. В то же время, в большом количестве работ уделяется большое внимание развитию ЕАЭС, и в его создании многие видят угрозу сложившемуся миропорядку:считают, что Россия в опоре на ЕАЭС пытается сохранить свое традиционное влияние в Центральной Азии.

Пока реализация инициативы «Один пояс — один путь» мало влияет на структуру внешнеторгового оборота Китая по странам мира. Доля ведущих торговых партнеров КНР в 2016 г. — США, ЕС,АСЕАН, Японии, Кореи, Гонконга и Тайваня — почти 70%. Не так существенно выросла доля товарооборота с КНР стран в пределах проекта «Одного пояса — одного пути» — с 23,7% в 2015 г. до 25,7% в 2016 г. Доля внешней торговли России и Индии невелика и не превышает 2% объема внешней торговли КНР. Аналогичная ситуация наблюдается и по инвестиционному сотрудничеству КНР со странами в зоне инициативы «Один пояс — один путь».

В 2015 г. Президентом РФ В. Путиным было объявлено о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который входят РФ, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Армения. Первоначально предполагалось создать зону свободной торговли ЕАЭС с Китаем, однако, по решению руководящих структур ЕАЭС и Китая в мае 2015 г. было сделано совместное заявление РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства обоих проектов.Предложенный Китаем проект ЭПШП имеет заметные преимущества перед проектом ЕАЭС в силу его более древних основ (свыше 2100 лет истории). Оба проекта объединяют близкие и не противоречивые культурные нормы, проект ЭПШП объединяет более 3млрд. человек, а проект ЕАЭС — около 200 млн. человек. О решении России принять участие в стратегии ЭПШП заявил в марте 2015 г. вице-премьер И.Шувалов в ходе Азиатского экономического форума: «Свободное движение товаров и капиталов в рамках ЕАЭС сближает экономики Европы и Азии, что перекликается с инициативой ЭПШП, выдвинутой китайским руководством».

На территории стран ЕАЭС — России, Казахстана и Белоруссии — также ускоренными темпами будет развиваться экономика в зоне развития транспортной инфраструктуры (автомобильные и железные дороги) по маршруту Дружба (Достык)— Алматы — Оренбург — Казань — Москва — Минск подобно зонам Транссибирской магистрали (Транссиб) и Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) в конце XIX— начале ХХ века. Так начиналось освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока на территории России, а также провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин на территории КНР в те годы.

Сопряжение двух крупномасштабных проектов позволит, с одной стороны, для России и других членов ЕАЭС создать огромную по масштабам транзитную зону для грузов из Европы в Азию,расширить рынки сбыта своей продукции на территории Китая и других стран Азии.С другой стороны, Китай получит больше возможностей для расширения своих рынков сбыта производимой продукции и получения необходимого для экономики сырья.

Сопряжение двух проектов —ЕАЭС и ЭПШП также позволит в значительной степени заметно расширить торгово-экономическое сотрудничество между странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и дать толчок не только развитию российско-китайских торгово-экономических связей, но и обеспечить более тесное торгово-экономическое сотрудничество между странами ШОС. По северному маршруту ЭПШП проходит по территории трех основных стран ШОС — России, КНР и Казахстана. По мере развития проекта маршрут ЭПШП будет проходить из Китая через Центральную и Западную Азию — до Персидского залива и Средиземного моря. Это позволит вовлечь в свою орбиту не только другие страны ШОС — Киргизстан, Таджикистан, Узбекистан, но и ряд соседних стран Центральной и Западной Азии с перспективой получения экономических выгод от взаимовыгодного сотрудничества.

На пути формирования ЭПШП стороны должны согласовать вопрос о путях экономического развития стран-участников проекта для объединения стратегий развития с учетом их экономической, политической и правовой практики. В основу проекта положено создание, развитие и совершенствование транзитно-транспортной инфраструктуры на территории ЭПШП, основу которой для России может составить линия высокоскоростной железной дороги (ВСЖД) Пекин-Москва.

В настоящее время имеются три основные проблемы российско-китайского сотрудничества по проекту «Экономический пояс Шелкового пути»: 1) для реализации поставленных руководством КНР пяти целей проекта необходимо обеспечить сопряжение двух проектов — «Экономический пояс Шелкового пути» и ЕАЭС, для чего необходимо создать зону свободной торговли между КНР и ЕАЭС; 2) для развития инфраструктуры между двумя территориями надо быстро строить высокоскоростную железную дорогу Москва —Пекин и участок дороги Москва — Казань; 3) быстрыми темпами развивать инфраструктуру на Дальнем Востоке (строительство мостов через пограничные реки Амур и Уссури, пограничных переходов, автомобильных дорог и аэродромов,расширение портов) для развития сотрудничества с Северо-Востоком Китая.

Рассматривая ситуацию в странах ЕАЭС по сотрудничеству с китайским проектом «Экономический пояс Шелкового пути» следует отметить, что в настоящее время у Казахстана и Белоруссии уже имеются совместные инфраструктурные проекты развития. В частности, в Казахстане осуществляется модернизация и строительство железных и автомобильных дорог, уже построен пограничный переход Чунджа-Хоргос на границе с Китаем, расширен грузооборот порта Актау на Каспийском море, что дает возможность организовать паромную переправу грузов в Баку. В Белоруссии полным ходом идет строительство китайско-белорусского парка «Великий камень» под Минском. К сожалению, Россия по-прежнему не имеет такого рода крупномасштабных проектов сотрудничества с Китаем.

В настоящее время имеется два варианта сопряжения двух проектов — ЭПШП и ЕАЭС: через Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и через зону свободной торговли (ЗСТ). Представляется более целесообразным осуществлять сопряжение двух проектов через зону свободной торговли, так как объем внешнеторговых связей в рамках ШОС сам по себе невелик,и сама организация имеет полузакрытый характер. Несколько лет назад сопряжение ЭПШП и ЕАЭС по линии зоны свободной торговли вызывало большие сомнения из-за опасения товарной экспансии Китая на российский рынок. Однако после резкого снижения курса рубля в декабре 2014 г. по отношению к доллару, евро и юаню ситуация изменилась, и в результате на российском рынке цены на китайские товары резко выросли. Формирование ЗСТ позволит постепенно снимать торговые и инвестиционные барьеры в регионе, и торгово-инвестиционное сотрудничество станет мощным объединяющим фактором.

В этих условиях становится очевидным, что экономическое возвышение Китая в мире продолжится, несмотря на стоящие перед ним проблемы — переизбыток нетрудоспособного населения, большая численность населения страны и сравнительно низкая доля населения в рабочем возрасте; дефицит энергоресурсов, таких как нефть и природный газ; сильное загрязнение окружающей среды в результате роста производства.

Россия должна быть заинтересована в евразийской интеграции и стыковке с «Экономическим поясом Шелкового пути», использовании китайского экономического потенциала в интересах собственного развития. В этом случае Россия сможет уверенно ответить на те вызовы, которые постоянно нарастают со стороны США, Евросоюза и других стран.

В обсуждении доклада приняли участие:

Ак. Г.А. Месяц, ак. В.Е. Фортов, ак. А.С. Бугаев, д.и.н. С.Г. Лузянин — директор Института Дальнего Востока РАН, д.э.н. Яковец — ИМЭС, д.э.н. В.Н. Ремыга — ген.директор Центра ЭПШП, д.э.н. А.И. Агеев — ген.директор НП «Институт экономических стратегий», ак. Т.И. Иванова, ак. В.Л. Макаров, чл.-корр. В.В. Иванов.

Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.