Академия

16 ноября 2016 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

16 ноября 2016 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

16.11.2016 16 ноября 2016 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук Подписание совместного Обращения к научной общественности президента Российской академии наук академика Владимира Фортова и постоянного секретаря Академии наук Франции профессора Катрин Брешиньяк — о значении науки как стабилизирующего фактора в современном мире. Научные сообщения: «Научные исследования: развитие организаций». Докладчик — постоянный секретарь Академии наук Франции профессор Катрин Брешиньяк. «От открытия к изобретению, от изобретения к инновации: возможности и ловушки». Докладчик почетный президент Французской технической академии профессор Франсуа Гино.

Сводка и итоги

 

16 ноября 2016 года

состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

 

Состоялось подписание совместного Обращения к научной общественности президента Российской академии наук академика Владимира Фортова и постоянного секретаря Академии наук Франции профессора Катрин Брешиньяк — о значении науки как стабилизирующего фактора в современном мире.

В подписываемом Обращении под заголовком«Наука и доверие»утверждается, что научные знания,приобретенные человечеством на протяжении многих веков, являются безусловным источником прогресса. Перед лицом глобальных вызовов начала XXI века особенно важно действовать с опорой на выверенный научный подход. Сейчас, когда периодически ставятся под сомнение польза и важность науки, академии хотят продемонстрировать свою веру в способность науки двигать человечество вперед.

Подписание документа приурочено к 50-летнему юбилею 10-дневного визита Президента Французской Республики Шарля де Голля в Советский Союз, когда было подписано Соглашение о научно-техническом и экономическом сотрудничестве между СССР и Францией, которое с успехом реализуется все последующие годы.

Конкретные примеры сотрудничества:

— В 2012 году французские и российские ученые подписали соглашения о научном и университетском сотрудничестве и создании Франко-сибирского научно-образовательного центра. Инициаторами выступили Национальный Центр Научных Исследований Франции (CNRS), Российская академия наук (РАН), Сибирское Отделение РАН и Российский Фонд Фундаментальных Исследований.

— Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства им. Н.И. Вавилова осуществлял обмен генофондом растительных ресурсов. Во Франции был проведен семинар«ВИР-ИНРА» по вопросам генофонда растительных ресурсов. Семинар проходил в трех научных центрах ИНРА: в городах Монпелье, Клермон-Ферране и Авиньоне.

— Специалисты Института медико-биологических проблем РАН с участием научных организаций Франции создали уникальный комплекс научной аппаратуры, обеспечили подготовку, проведение лётной программы и наземную обработку результатов медико-биологических исследований и экспериментов в ходе реализации проекта «Бион-М» №1.

— Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии совместно с Исследовательским центром ИНРА в Дижоне и инновационной компанией «Биофиза»осуществлял совместные исследования по изучению взаимовыгодных растительно-микробных взаимодействий для экологически ориентированного растениеводства в рамках созданной французско-российской лаборатории по изучению растительно-микробных взаимодействий. И т.д.

Историческая справка:визит Де Голля проходил с 20 июня по 1 июля1966 г. 30 июня была подписана Декларация о принципах отношений государств с разными общественными системами,которая предполагала сотрудничество в области науки (физика, химия и др.). Со стороны СССР Декларацию подписал министр иностранных дел А.А. Громыко. Де Голль в сопровождении Президента АН СССР М.В. Келдыша посетил несколько городов, в том числе Новосибирск, где в Академгородке его принимал основатель Сибирского отделения вице-президент Академии наук СССР академик М.А. Лаврентьев.

Члены Президиума заслушали научные сообщения:

«Научные исследования: развитие организаций». Докладчик — постоянный секретарь Академии наук Франции профессор Катрин Брешиньяк.

«От открытия к изобретению, от изобретения к инновации: возможности и ловушки». Докладчик почетный президент Французской технической академии профессор Франсуа Гино.

х х х

Тезисы доклада: «Научные исследования: развитие организаций»:

Визит царя Петра I в Королевскую академию наук Франции: визит в Париж(7 мая-20 июня1717), царь заинтересован наукой (астрономией, математикой,баллистикой, географией). Дважды посещает обсерваторию, научные кабинеты и19июня принимает участие в заседании Королевской академии наук. 22 декабря 1717 единогласно принято решение избрать царя Петра I иностранным членом Академии. 27 декабря 1717 постоянный секретарь Королевской академии наук Бернар Бойерде Фонтенель пишет Петру I письмо и спрашивает согласие стать членом Академии наук. 11 февраля 1721, благодарственное письмо от Петра I, в котором выражается его согласие. Предлагает преподнести карту Каспийского моря в дар Королевской академии. 1724 г. — основание Академии наук в Санкт-Петербурге. Начало сотрудничества академий России и Франции, которое продлится несколько веков.

Спустя300 лет:сегодня процент ВВП, отведенный науке и технологиям, является индикатором национального развития. США — 25% мировых исследований и разработок.

Оценка влияния исследований:

— Результаты прикладных исследований могут быть количественно оценены в соответствии с определенными сроками.

— Фундаментальные исследования, которые в основном мотивируются желанием узнать неизведанное, не могут быть количественно оценены. Поэтому важно оценивать достижения фундаментальных исследований не по практическим конечным результатам, а по доказательствам качества: разработкам новых знаний, качеству исследований, достижения ведущего положения в своей области…

— Оценка может основываться на: публикациях,импакт-факторе, наградах, медалях, привлекательности исследований.

Государственные исследовательские организации:

— Наука универсальна, научные исследования зависят от страны.

— Научные исследования во всех странах зависят от трех учреждений: Университетов, национальных лабораторий или институтов, агентств.

— Разница только во взаимодействиях между тремя учреждениями и роли государства (посмотрим на примере США, Германии,Франции).

США, фундаментальные исследования, в основном, в университетах и федеральных агентствах:

— Университеты, ВУЗы и научные институты(государственные и частные) занимают важную роль в фундаментальной науке США.Существует более 4000 ВУЗов в США, но только 100 университетов (из которых 2/3частные). В них 80% бюджета на исследования и разработки, а 90% докторских в области науки и инженерии.

— Национальные лаборатории, Центры передовых исследований (ЦПИ), исследовательские организации играют менее доминирующую роль, чем во Франции и сотрудничают с университетами. Большинство федеральных агентств имеют собственные лаборатории. 95% исследований ЦПИ производятся внутри организации (40% для Управления по делам обороны, 25% для НАСА и 18% для Национального института здравоохранения). Правительство увеличивает количество ЦПИ и междисциплинарных программ для сближения ученых из разных областей.

Германия:

1. Университеты (103) — база системы исследований Германии. Исследовательские проекты финансируются из бюджета Немецкого научно-исследовательского общества (DFG): (2,5 Md€). Для улучшения исследований в университетах приняты две инициативы: присуждение университету титул«Элитный» и более тесное сотрудничество с исследовательскими организациями.

2. В Германии 4 исследовательские организации с автономным управлением (выбор научных проектов, распределение бюджета между центрами, институтами и лабораториями). Они основываются с помощью общих средств от федерального правительства. Цели и задачи данных организаций дополняют друг друга:

— Общество Макса Поанка (MPG),занимается фундаментальными исследованиями (1,8 Md€);

— Общество Фраунхоферо (FhG), занимается прикладными исследованиями и научно-техническим обменом (1,9 Md€);

— Исследовательские центры им.Гельмгольца (HGF) имеют большей частью научно-исследовательской базы;

— Ассоциация им. Лейбница (WGL)распределяет прикладные исследования по регионам.

Франция:

Более 25 государственных организаций,занимающихся исследованиями: CNRS, CEA, INSERM, INRA, INRIA, BRGM, CIRAD, CNES, IFREMER, IFSTTAR, IRD, IRSTEA, MNHN…

Высшие учебные заведения: 75 университетов,12 ВУЗов, 1526 высших школ, учреждения частных фондов (Институт Пастера,Кюри,…)

В итоге имеется много инструментов для исследователей.

Финансирующие агентства: ANR, Industry.

Исследовательские организации: CNRS, CNES, CEA, INSERM, INRIA, INRA, Écoles ingénieurs.

Центры: Кластеры для развития конкуренции, PRES, Сеть для передовых тематических исследований.

США

— Управление исследованиями и разработками основывается на децентрализованной системе. Здесь, в отличие от Франции, нет министерства по исследованиям.

— Офис по науке и технологической политике непосредственно соотносится с Белым домом. Президентский Совет консультантов по науке и технике отвечает за сбор мнений и за академический и промышленный сектора.Национальный совет по науке и технологиям, который объединяет вместе директоров федеральных агентств, определяет национальную стратегию. Офис по управлению и бюджету помогает Президенту штатов в подготовке бюджета.

— Участники «мозговой атаки», такие как Национальная академия наук, делают свои выкладки и дают советы.

Германия

— Политика в области исследований и инноваций в Германии определяется Стратегией в области высоких технологий,которая получила старт со стороны федерального правительства в 2006 году для того, чтобы достичь Лиссабонских целей (направление 3% ВВП на научные исследования и разработки в 2010 году). Эта Стратегия имеет три задачи:

— способствовать передаче технологий,

— увязать институциональные исследования и промышленность,

— повысить способность технологических инноваций, особенно в секторах, перспективных для будущего: климат и энергетика, здоровье и продукты питания, транспорт, безопасность.

Франция,Министерство образования и исследований.

Стратегия, законодательные предложения(политика 2013 г. по центрам на местах, кластерам высочайшего уровня для обучения, организации исследований, инноваций). Тесное взаимодействие с университетами и национальными институтами. Министерство в качестве«наставника» по вопросам исследований и образования для этих институтов.

Цифровая революция:

— Большой рост в объеме и разнообразии данных.

— Распределенные вычисления, сенсорная сеть, моделирование, виртуальные обсерватории.

— Средства сообщения.

Меняющийся облик системы образования

— Более 500 университетов, 4200 курсов,35 млн. студентов. С 2012 года МООК ежегодно увеличивается вдвое. В этом году, согласно данным, собранным Class Central, общее число студентов, зачислявшихся хотя бы на один курс, превысило 35 миллионов.

— Франция содействует через Министерство образования и исследований, ENS, College de France…

МООК изменит университетское образование. Вопрос как? Теоретически университетское образование станет бесплатным и общедоступным, не нужны будут здания и классы. То, чего они не смогут дать — это университетское образование, которое обеспечит работой. Но это и есть в основном то, за что платят студенты. (Kevin Carey MARCH 5, 2015).

ЗАДАЧИ«АКАДЕМИИ НАУК»

— Содействие развитию науки, отбор хороших исследователей (премии, награды — более 2 млн. евро в год).

— Поддержка развития научного образования.

— Экспертиза и советы правительству.Борьба с жульничеством, лженаукой. Стратегия.

— Развитие международного сотрудничества. Научная дипломатия (дипломатия в науке, наука для дипломатии,дипломатия для науки).

— Наука как средство общения для всех.Взаимоотношения между наукой и обществом.

Члены (Академии) избираются по секциям,основываясь на научных дисциплинах. Они работают в комитетах:

Наука:Окружающая среда (3), Перспективная энергетика, Научные исчисления, Космические исследования, Научная метрология.

Наука и общество: Наука,этика и общество, Наука и безопасность, История науки, Терминология и неологизмы.

ДВЕ МОДЕЛИ ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

— Суть полемики находится в напряженном состоянии между этими двумя подходами, которые в 1990-е и 2000-е годы положили начало появлению специальных агентств, программ, форумов.

— Международная панель по изучению климатических изменений создана в ноябре 1988 г.

— Межправительственная платформа по биоразнообразию и экосистемным службам создана в 2011 г.

— Научная деятельность — это не демократическая процедура.

Научные проблемы будущего

— Биология, геномика, метагеномика,стволовые клетки.

— Наносистемыиз наноматериалов,нанобиосистемы.

— Большие массивы данных.

— Два вида бесконечности (маленькая и большая). Крупные объекты.

— Земные системы.

РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ ДИСЦИПЛИНАМИ

Международное сотрудничество: образование,развитие наших сильных областей, сотрудничество в областях, где мы слабы. Международные исследовательские сети. Международная программа научного сотрудничества. Международные ассоциированные лаборатории. Международные совместные лаборатории с участием университетов.

х х х

Тезисы доклада:«От открытия к изобретению, от изобретения к инновации: возможности и ловушки».

Французский инновационно-исследовательский процесс:

Стратегический комитет промышленного сектора: члены — Министр экономики и финансов, др. заинтересованные Министры, профессиональные организации, профсоюзы, администрация/общественная власть.

Предназначение: подача предложений, предвидение развития, разработка контракта между профессиональным сектором и общественной властью, пересмотр ежегодных обязательств.

Кластеры.Цель: индуцировать французские инновационные региональные, национальные и международные кластеры,индуцировать общественные/частные партнерства научных исследований и разработок. Механизм: государственные субсидии, специальный налоговый режим. Результаты: 71 кластер в 2014 г. (15 международных), 10000 промышленных кластеров-членов, 2300 завершенных проекта научных исследований и разработок (2011 г.).

Пример:конкурентоспособность кластера AXSELERA «химия и окружающая среда». Местонахождение:Лион (Регион Рона-Альпы-Овернь). Цель: индуцировать инновационные и конкурентоспособные решения (химия/окружающая среда/энергия). Приоритеты:возобновляемые материалы, экологически эффективные предприятия, утилизация и вторичная переработка, защита/восстановление природных и городских объектов. 322члена, 42 стартапа, 14 малых и средних предприятия, 54 группы, 44исследовательских центра, 17 подготовительных и научно-исследовательских центров, 260 маркируемых и финансируемых проектов, 785 M€получено для финансирования проектов.

Научно-исследовательский налоговый кредит. Цель: снизить затраты предприятий на научно-исследовательские разработки, стимулировать инвестиции в научные исследования, повысить привлекательность территории Франции. Механизм:снижение налога на прибыль в соответствии с объемом расходов на научные, исследования и разработки, 30% снижение налогов на расходы до 100 млн. евро на исследования и разработки + 5% снижения налогов на расходы более 100 млн. евро, научно-исследовательский налоговый кредит + инвестиционный налоговый кредит для малых и средних предприятий. Результаты (2013): 16000 правомочных предприятий, выделено 6 млрд.€ налоговых кредитов.

ГрантыCIFRE (1981-),Промышленное соглашение по подготовке научных кадров. Цель: выделение субсидий предприятиям, которые доверяют докторантам исследовательскую миссию(какой бы национальности они ни были), совместный надзор предприятия и общественной лаборатории, защита диссертации за 3 года. Механизм: 23484€ в год на зарплату студентам выплаченную предприятием 14000 € в год дотаций предприятию. Результаты: более чем 24000 студентов, защитивших диссертацию cначала работы, сегодня 10% всех докторантов получают CIFREГранты.

Институты Карно (2006-). Цель: развитие общественного/частного партнерства оптимизация партнерской исследовательской практики. Механизм: Маркировка Карно, Государственные фонды маркированных юридических лиц. Results: 34 маркированных института Карно 2000компаний-партнеров.

Поступления от научно-исследовательских партнерств Карно и Фраунгофер сближаются.

х х х

Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.