Академия

18 апреля 2017 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

18 апреля 2017 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

18.04.2017 18 апреля 2017 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук Научное сообщение «Стратегические направления устойчивого социально-экономического развития АПК России». Докладчик — академик РАН Иван Григорьевич Ушачев, научный руководитель Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства. Видеозапись заседания

Сводка и итоги

 

18 апреля 2017 года

состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

 

Члены Президиума заслушали научное сообщение «Стратегические направления устойчивого социально-экономического развития АПК России»

Докладчик — академик РАН Иван Григорьевич Ушачев, научный руководитель Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства.

1. Современный этап развития мировых процессов характеризуется противоречивостью и неоднозначностью. В таких условиях необходимо не только реагировать на текущую ситуацию, но и видеть перспективу, ориентироваться на долгосрочные цели, оценить возможные риски и угрозы. Как известно, в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предстоит разработка комплекса стратегических и отраслевых документов, в том числе в аграрной сфере экономики страны.

В настоящее время идет подготовка нескольких вариантов общероссийской стратегии, однако в них лишь в общих чертах представлены проблемы функционирования аграрного сектора.

Здесь представлены научные подходы к стратегии устойчивого развития сельского хозяйства на период до 2030 г. Позвольте дать краткую оценку происходящим процессам и состоянию аграрного сектора.

2. В качестве основных положительных тенденций следует выделить две: первая — относительно высокий темп роста в среднем за последние пять лет продукции сельского хозяйства (102,3%) по отношения к индексу промышленного производства (100,6%) и ВВП страны (100,5%); вторая — рост экспорта сельскохозяйственной продукции до 17 млрд. долл. США и снижение ее импорта за последние 5 лет до 25 млрд. долл. США, или более, чем в 1,7 раза. И в результате — повышение уровня продовольственной безопасности страны. Это стало возможным за счет увеличения валового сбора зерна (более 120 млн тонн), сахарной свеклы (более 51 млн тонн), прироста производства скота и птицы по сравнению с 2015 г. на 3,4%.

Одновременно отмечаются негативные процессы, вызванные сочетанием накопленных за предыдущие годы отраслевых проблем и дисбалансов с ухудшением макроэкономической ситуации.

3. Одним из основных сдерживающих факторов развития отрасли является инвестиционная недостаточность. Инвестиции в отрасль чаще падают, чем растут. В результате они сегодня ниже, чем в 2007 г. Эту неустойчивую динамику наглядно показывают последние годы. В 2014-2015 гг. падение инвестиций в АПК составило 16,5 %, что значительно выше, чем по экономике в целом. Несмотря на всплеск инвестиций в 2016 году (110,6%), он не компенсировал падение предыдущих двух лет.

Выбытие техники в 1,5-2 раза превышает ее приобретение, сохраняется неоправданно высокая зависимость отрасли от зарубежной техники и технологии. Например, доля импортной техники в общем количестве сельскохозяйственной техники в 2016 году составила по тракторам 67,8 %, по оборудованию для животноводства — 90%.

Ухудшается состояние сельскохозяйственных угодий. Являясь крупнейшим экспортером минеральных удобрений в мире, их внесение в России в расчете на 1 гектар площади посевов составило 50 кг в действующем веществе, или в 4-5 раз меньше, чем в Западной Европе.

Стагнирует социальная сфера села. При доле его жителей в общей численности населения страны в размере 26% в сельских поселениях проживает 34% безработных и 39% малоимущих. В результате «оптимизации» существенно вырос радиус доступности для сельских жителей школ, детских садов, больниц и других объектов социальной сферы. Такое положение стало возможным в результате того, что вложения в социальную сферу села катастрофически недостаточно. На 2020 год они прогнозируются по последнему варианту госпрограммы на всю сельскую часть страны в объеме лишь 12,1 млрд. руб., что примерно в два раза меньше чем расходуется в Москве на обновление тротуаров.

4. Исходя из оценки состояния отрасли и сельских территорий в стратегии в качестве основных целей на долгосрочную перспективу предполагается:

Во-первых, накормить своих граждан и обеспечить продовольственную независимость государства, а на втором этапе реализации стратегии стать одним из лидеров на мировом рынке продовольствия;

Во-вторых, наконец, преодолеть вековой разрыв между уровнем жизни городского и сельского населения, обеспечить достойную и комфортную жизнь на селе.

5. Основными стратегическими направлениями предполагаются следующие:

- научно-техническую и технологическую политику в АПК во взаимосвязи с научно-исследовательской сферой и образованием;

- развитие социальной сферы села;

- коренное изменение в системе земельных отношений;

- размещение и специализация агропромышленного производства;

- совершенствование экономических отношений;

- развитие внешнеэкономической деятельности;

- экологизация производства и адаптацию к изменениям климата.

В сфере достижения научно-технологического прогресса с тем, чтобы не оставаться догоняющей страной, предстоит перейти к опережающим темпам разработки и освоения новаций по основным направлениям развития агропромышленного комплекса страны.

В области экономических отношений предстоит уделить особое внимание ценовым отношениям сельского хозяйства со сферой материально-технических ресурсов и производственных услуг, ограничив опережающий рост цен и тарифов на этих сегментах рынка. Например, стоимость одного кВт/ч электроэнергии для сельскохозяйственных товаропроизводителей сегодня в 2,5-3 раза выше, чем для промышленности.

Требует коренного совершенствования система кредитования и страхования, обеспечивая доступ к ним массового сельскохозяйственного товаропроизводителя. В отношении агрострахования достаточно сказать, что площадь застрахованных посевов составила лишь 5% от их общей площади, что почти в 2 раза меньше, чем было в 2015 г. Следует усилить не столько фискальную, но и стимулирующую функцию налогообложения.

6. О прогнозе развития сельского хозяйства. Ориентировочные расчеты были проведены по двум вариантам оптимистическому и инерционному.

Оптимистический вариант предполагает, прежде всего, настройку всей системы отношений в отрасли (экономических, внешнеэкономических, земельных, организационных, социальных) на обеспечение устойчивого опережающего развития.

В таких условиях могут быть достигнуты значимые результаты. В сфере производства — выход на среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства более чем на 3% в год (в итоге к 2030 г. — в 1,4 раза), что обеспечит опережающее развитие по сравнению с мировым.

Развитие по инерционному варианту, при котором прирост продукции сельского хозяйства составит 1,2 раза к 2030 году, позволит решить главным образом вопрос продовольственной независимости по большинству пищевых продуктов, но не создаст условия для социально-экономического развития сельских территорий, формирование конкурентоспособного производства на мировых рынках. Конечно, этот вариант для России неприемлем, поэтому нужны коренные изменения. Таким образом, в основу предлагаемой нами стратегии заложен принцип трансформации отношений — экономических, земельных, социальных и на этой основе достижение желаемых показателей в социально-экономическом развитии отрасли и ее вкладе в экономику страны.

В этих условиях в прогнозном периоде в АПК предстоит создать научный задел для последующего ускоренного перехода к новым технологиям, типам технических средств, прогрессивным формам социально-экономических отношений.

В области агроэкономической науки предполагается сосредоточить внимание на:

- совершенствовании принципов трансформации сельского хозяйства с учетом его многофункциональности и мультипликативности в условиях интеграционных процессов в мировой экономике;

- формировании новой социальной парадигмы устойчивого развития сельских территорий;

- проведении комплексных исследований проблем совершенствования земельных отношений и управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве.

Всё это позволит разработать новую актуализированную аграрную политику и соответствующую ей экономическую модель функционирования АПК.

В обсуждении доклада приняли участие:

ак. А.Л. Иванов, ак. П.М. Першукевич, чл.-корр. В.А. Цветков, чл.-корр. Л.В. Бондаренко, ак. А.И. Григорьев, ак. В.А. Тутельян, ак. Т.Я. Хабриева, ак. А.Ю. Измайлов, ак. Р.И. Нигматулин, ак. Г.А. Романенко.

 

Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.