Академия

24 ноября 2015 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

24 ноября 2015 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

24.11.2015 24 ноября 2015 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук Научное сообщение «Проблемы ликвидации радиоэкологических последствий «холодной войны» в Арктическом регионе». Докладчик — академик Ашот Аракелович Саркисов.

Сводка и итоги

 

24 ноября 2015 года

состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

 

 

Члены Президиума заслушали научное сообщение «Проблемы ликвидации радиоэкологических последствий «холодной войны» в Арктическом регионе».

Докладчик — академик Ашот Аракелович Саркисов. 

Важное значение Арктики в глобальном и национальном масштабе определяется несколькими факторами:

• богатством разведанных запасов минерального сырья (прежде всего углеводородов) и биологических ресурсов;

• перспективами интенсивного использования Северного морского пути как транспортной коммуникации для внутренних и международных перевозок;

• уникальной ролью Арктики в формировании глобальных климатических и гидрологических процессов в Мировом океане.

Обеспечение экологической безопасности региона является одним из приоритетных направлений «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации».

На протяжении десятков лет Арктика подвергалась крупномасштабному радиоактивному загрязнению. К основным реальным источникам радиоактивного загрязнения Арктики относятся, в частности:

• Глобальные выпадения радионуклидов в результате прошлых ядерных испытаний.

• Сливы ЖРО с радиохимических заводов в Селлафилде (Великобритания)

Эксплуатация атомного флота СССР/России, сопровождавшаяся периодическими сливами ЖРО судами атомного технического обслуживания (АТО). Загрязнения появлялись также в местах базирования, отстоя, ремонта и обслуживания (береговые технические базы), а также утилизации (судоремонтные предприятия) кораблей с ЯЭУ, где появились участки акваторий и побережья, где концентрация 60Co превышала уровень фона в 30-70 раз, а 137Cs – в сотни и тысячи раз. На территориях береговых технических баз (БТБ) появились сильно загрязненные участки почвы, где мощность дозы γ-излучения превышала предельно допустимую на 3-4 порядка.

Высокий уровень потенциальных угроз радиоактивного загрязнения при возникновении аварийных ситуаций исходил от «ядерного наследия» атомного флота СССР/России – это выведенные из состава ВМФ АПЛ, суда АТО, бывшие БТБ. В Арктическом регионе эти объекты локализованы на севере Кольского полуострова, а их суммарный радиационный потенциал к 1998 г. в десятки раз превышал уровни реального радиоактивного загрязнения Арктического региона.

К началу 21-го века стало ясно, что решить накопившиеся проблемы исключительно за счет бюджета России в приемлемые сроки невозможно, и международное сообщество начало оказывать финансовую и техническую помощь. Так, на встрече лидеров большой восьмерки в Кананаскисе (Канада, 2002г.) было учреждено «Глобальное партнерство по предотвращению распространения ОМП, материалов и технологий для его изготовления», одной из приоритетных задач которого была провозглашена утилизация выведенных из состава ВМФ России АПЛ.

Эффективное использование выделяемых ресурсов представлялось невозможным без единой Программы комплексной утилизации (ПКУ), обеспечивающей достижение научно обоснованных конечных целей. Разработка такой программы, получившей название Стратегического Мастер-плана (СМП), осуществлялось по заданию Росатома специально созданным творческим коллективом ведущих российских ученых и специалистов под руководством ИБРАЭ в качестве головной организации.

Результатом разработки СМП явился перечень всех логически взаимосвязанных мероприятий ПКУ с оценкой возможных сроков (~2025 г.) и стоимости (~2 млрд евро). В настоящее время часть запланированных задач выполнена, другие не получали своевременного финансирования и продолжают выполняться в настоящее время.

Наиболее значимые результаты реализации СМП получены в области утилизации АПЛ.

На сегодня в Арктике утилизировано 119 из 121 АПЛ, в построенном в Сайда-губе пункте долговременного хранения на твердом основании установлено на безопасное долговременное хранение 73 реакторных отсека. Там же построен и передан в эксплуатацию Региональный центр кондиционирования и долговременного хранения твердых радиоактивных отходов, образующихся в процессах утилизации. Вывезено на переработку несколько эшелонов отработавшего ядерного топлива.

Радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГи) с 70-х годов применялись в СССР для энергообеспечения различных автономных систем. Вдоль всего побережья СССР, а также в Антарктиде было в разное время установлено 1007 РИТЭГов, что представляло высокую потенциальную угрозу радиоактивного загрязнения Арктики: суммарный радиационный потенциал этих опасных объектов был сопоставим с оценкой выброса радионуклидов в атмосферу в результате Чернобыльской аварии. В настоящее время из 1007 РИТЭГов 992 демонтированы и более 85% их утилизированы. Данная проблема обеспечения экологической безопасности Арктики практически решена.

Важной нерешенной проблемой обеспечения радиоэкологической безопасности является реабилитация Арктических морей от затопленных ядерно- и радиационно опасных объектов (ЯРОО).

Захоронение радиоактивных отходов в Мировом океане в 60-70 годах прошлого века было общепринятой практикой и считалось совершенно безопасным.

В водах Арктики СССР/Россией было затоплено около 18 000 радиационно опасных объектов. Основная часть затопленных объектов – ~17 000 контейнеров с ТРО, которые к настоящему времени не являются значимым источником радиационной опасности. Основной радиационный потенциал сосредоточен в 7 объектах, содержащих ОЯТ и представляющих наибольшую опасность в качестве потенциальных источников радиоактивного загрязнения окружающей среды. Среди них особое внимание привлекают две аварийно затонувшие АПЛ, так как в отличие от планово затопленных объектов они не были подготовлены к затоплению и не имеют дополнительных защитных барьеров, препятствующих выходу активности в окружающую среду.

Для разработки научно обоснованной программы дальнейшего обращения с затопленными ЯРОО (включая обоснование конечных целей и стратегий их достижения) необходимо провести дополнительные специальные исследования, подобно тому, как это было сделано в ходе разработки СМП. Эти исследования включают в себя как натурные наблюдения с целью получения и уточнения важных исходных данных: состояние корпусных конструкций, уровень коррозии защитных барьеров, положение объектов на грунте и т.п., а также теоретические изыскания: моделирование процессов подъема, транспортировки, утилизации и/или изоляции; анализ рисков, возникающих в этих процессах; оценка стоимости и необходимых ресурсов для осуществления различных вариантов стратегий обращения с каждым из опасных объектов.

Несмотря на многолетние усилия РАН, со стороны Правительства РФ не предприняты в полном объеме необходимые организационные меры, необходимые для координации усилий по решению этой проблемы. На сегодняшний день:

• Не определен правовой статус затопленных объектов.

• Не определен федеральный орган власти, ответственный за координацию работ по реабилитации арктических морей от ЯРОО.

• Не принята комплексная программа, обеспечивающая полное решение проблемы.

• Не разработана нормативно-правовая база в области загрязнения морской среды радиоактивными материалами.

• Не определены источники финансирования научных, проектно-конструкторских и практических работ по реабилитации арктических морей от ЯРОО.

В обсуждении доклада приняли участие:

ак. В.Е. Фортов, ак. Г.А. Романенко, ак. Б.Ф. Мясоедов, чл.-корр. Л.А. Большов, чл.-корр. Р.А. Ибраев, ак. Н.П. Лаверов, ак. Р.И. Нигматулин, ак. Т.Я. Хабриева.

 

Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.