Академия

25 апреля 2017 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

25 апреля 2017 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

25.04.2017 25 апреля 2017 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук Научное сообщение «Актуальные проблемы стоимостной оценки извлекаемых запасов нефти и газа» . Докладчики: д.э.н. Сергей Абрамович Смоляк — Центральный экономико-математический институт РАН и д.т.н. Илья Михайлович Индрупский — Институт проблем нефти и газа РАН. Присуждении премии имени А.Н. Баха 2017 года (представление Экспертной комиссии и бюро Отделения биологических наук) Видеозапись заседания

Сводка и итоги

 

25 апреля 2017 года

состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

Члены Президиума заслушали научное сообщение «Актуальные проблемы стоимостной оценки извлекаемых запасов нефти и газа»

Докладчики: д.э.н. Сергей Абрамович Смоляк — Центральный экономико-математический институт РАН и д.т.н. Илья Михайлович Индрупский — Институт проблем нефти и газа РАН.

Тезисы С.А. Смоляка. О проблемах, возникающих при проектировании разработки месторождения и реализации проекта. Разработка месторождений нефти и газа начинается с подсчета запасов и последующего утверждения их в ГКЗ Минприроды. На утвержденные запасы месторождения составляется много вариантов проекта разработки, один из которых выбирается и утверждается в ЦКР Роснедра. Каждое месторождение — уникально, никаких типовых проектов, в отличие от жилищного строительства, здесь не может быть. Нужны междисциплинарные научные исследования: методология разработки и экономической оценки, по сути, определяет множество оперативных и долгосрочных решений от выбора рациональной сетки скважин, геолого-технических мероприятий воздействия на пласт, очередности и сроков освоения отдельных залежей до выбора наилучшего варианта энергетической стратегии государства.

Общепринято, что стоимостная оценка проектов должна базироваться на потоках выгод (денежных потоках), связанных с его реализацией, но проектные решения, принимаемые сегодня, определяют процесс разработки месторождения на десятилетия вперед — сетку пробуренных по проекту скважин «переставить в другое место» нельзя. Возникает шесть основных проблем.

Чьи выгоды? Участникам рынка нужна рыночная стоимость запасов, отражающая выгоды недропользователя, коммерческий эффект проекта. Поэтому государственные органы, стремясь максимально сблизить российскую классификацию запасов с принятыми в международных финансовых структурах, предлагают ориентироваться именно на интересы недропользователей. Это ставит систему оценки запасов в сильную зависимость от текущих конъюнктурных условий и не способствует надежности государственного контроля и планирования в сфере недропользования. Но интересы участников рынка — краткосрочные, им отвечают высокие и весьма волатильные ставки дисконтирования. Поэтому такую ставку и установили на уровне 15% в реальном выражении, т.е. порядка 25% с учетом инфляции. Оптимальный по такому критерию вариант проекта предусматривает короткий срок разработки, выборочную отработку и малый объем извлекаемых запасов. Между тем, богатства недр являются общенародной собственностью. А, следовательно, для регулирования недропользования необходимо опираться на потоки выгод, получаемых национальной экономикой, страной, обществом, с учетом прямых и косвенных экономических, социальных, экологических и иных последствий реализации проекта. Соответствующие расчеты общественной эффективности проектов (общественной стоимости запасов) предусмотрены и действующими утвержденными Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов 1999 года, в разработке которых я принимал участие. В них используется и общественная ставка дисконтирования. По оценкам российских и иностранных ученых, такая ставка для России составляет порядка 5-6% в реальном выражении, что намного ниже — и это отвечает долгосрочной стратегии рационального использования богатств недр. Отметим, что критерий общественной эффективности используется в таких странах, как Франция, Англия, США, а также Мировым банком и Азиатским банком реконструкции и развития. Применяя этот критерий при экспертизе проектов в ГКЗ, удавалось заметно повысить коэффициент извлечения нефти. Наконец, утверждая проекты, оказывая поддержку компаниям, государство должно знать, как это повлияет на бюджет. В этих целях определяются показатели бюджетной эффективности. Но как установить бюджетную ставку дисконтирования, пока неясно.

Необоснованность денежных потоков. Проектные потоки формируются на основе геологических и фильтрационных моделей залежей. С экономикой тут не всё в порядке. Нередко в проектных документах указываются взятые «с потолка» или искаженные в нужном недропользователю направлении размеры отдельных статей затрат. Это искажает и сроки разработки и моменты отключения отдельных скважин и показатели эффективности проектов. Здесь нужны квалифицированная экспертиза проектов и соответствующие рекомендации для проектировщиков. Мы давали ряд таких рекомендаций, но необходимы более глубокие исследования.

Учет неопределенности и рисков. Проекты разработки месторождений должны учитывать факторы неопределенности и риска как для недропользователя, так и для бюджета и для общества. Только это совсем не те риски, которые имеют место при операциях на фондовых рынках, и учитывать их надо не повышением ставки дисконтирования, а совсем иначе. Практически все виды рисков можно, нужно и гораздо удобнее отражать прямо в денежных потоках, вводя туда как бы резервы и запасы на случай разного рода рисковых ситуаций, а вот дисконтировать полученные потоки надо по более низким безрисковым ставкам. Особо важно, что характеристики нефтяных проектов во многих случаях не могут рассматриваться как случайные — здесь уместен аппарат иных неопределенных величин. Такой аппарат давно уже разработан в ЦЭМИ, есть и методы учета различных видов неопределенности при оценке эффективности проектов.

Проблема прекращения разработки. Разработка месторождения рано или поздно заканчивается. А потом надо осуществлять весьма дорогостоящие и длительные ликвидационные работы. Кто будет их финансировать, если в этот момент у недропользователя не будет денег? А без таких работ мы просто готовим будущие экологические катастрофы. Эта проблема может быть решена созданием специального ликвидационного фонда с нетривиальным механизмом его формирования.

Согласование интересов. Общественные интересы не всегда совпадают с краткосрочными финансовыми интересами государства. Влияние разработки месторождения на доходы и расходы государственного бюджета учитывается в расчетах бюджетного эффекта, методология которых хорошо разработана. Однако, как правило, приоритет здесь должен отдаваться показателям общественной, а не бюджетной эффективности. Общественные интересы не совпадают и с интересами недропользователя. Ориентация на коммерческую эффективность приводит к нецелесообразности разработки нефтяных оторочек таких нефтегазоконденсатных месторождений, как Чаяндинское, тогда как с позиций общественной эффективности их надо начинать отрабатывать в первую очередь. Максимизация общественного эффекта, как правило, приводит к увеличению сроков разработки месторождений и увеличению объема извлекаемых запасов углеводородного сырья. Но реализация проекта в таком варианте может оказаться невыгодной для недропользователя по окончании так называемого срока рентабельной разработки. И тогда реализация проекта требует, как это ни странно, государственной поддержки нефтяной компании. Объемы ее не слишком велики, а формы могут быть различными. Наиболее приемлемым представляется разработанный нами вариант, когда в этих целях используется тот же ликвидационный фонд. Только теперь он будет использоваться и для финансирования ликвидационных работ, и для компенсации убытков от добычи за пределами рентабельного срока. Оптимальное балансирование общественной, коммерческой и бюджетной эффективности проекта создает научно обоснованную базу для принятия решений в отношении рациональных сроков и технологий извлечения запасов, реально достижимых коэффициентов нефте-, газо- и конденсатоотдачи и др. Здесь важно, что взять на себя обязательство предоставить поддержку в этом периоде государство должно «сегодня», до начала реализации проекта. Это будет стимулировать недропользователя к выбору рациональных технических решений, применению эффективных технологий и осуществлению ликвидационных затрат. Иначе же он, руководствуясь своими коммерческими интересами, сделает всё, чтобы не реализовать проект в полном объеме. Такое происходит постоянно.

Борьба с «просителями льгот». Получение убытков в процессе разработки месторождений компании используют для выпрашивания налоговых льгот или государственной поддержки в какой-то иной форме. Но каждый проект индивидуален, их нельзя «стричь под одну налоговую гребенку». Мы считаем, что государственная поддержка утвержденного проекта (именно проекта, а не компании!) должна оказываться в тот момент, когда без нее продолжать реализацию выгодного для общества проекта становится коммерчески невыгодным, что подтверждается и заключениями независимых экспертных комиссий. Но это, по сути, означает, что сроки, размеры и формы предоставления государственной поддержки должны быть заблаговременно закреплены в утверждаемых проектах и лицензионных соглашениях.

 

Тезисы И.М. Индрупского. В нашей стране за государственное регулирование в сфере нефтегазового недропользования отвечает ряд организаций: Министерство природных ресурсов и экологии (лицензирование, рациональное использование недр), Министерство энергетики (добыча углеводородов), а также по линии МПР — Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), Центральная комиссия по разработке месторождений углеводородного сырья (ЦКР Роснедра).

Текущее состояние отраслевого регулирования отражает ряд регламентирующих документов, принятых в 2015-2016 гг. по линии МПР и отражающих требования к: подсчету запасов углеводородов, технологическим проектам на разработку месторождений, экономической оценке проектов, разработке месторождений.

Эти документы характеризуется рядом принципиальных проблем и, с нашей точки зрения, не только не стимулируют, но, напротив, сильно ограничивают возможности для внедрения в отрасли инноваций.

Документы основаны на устаревшей методологии. В частности, в них, как и прежде, постулируется равенство геологических запасов, т.е. фактических объемов углеводородов в пласте, и запасов, которые ставятся на Государственный баланс по существующим методикам подсчета. В то же время, в нашем Институте обоснована концепция эффективного порового пространства, одним из следствий которой является наличие в залежах забалансовых запасов нефти и газа. Их объем различен для разных объектов, но может достигать до 30% от балансовых запасов. Важно, что при этом меняются и представления о процессах, протекающих в пласте при разработке месторождений. Целесообразность использования новой концепции подтверждена решением ЦКР Роснедра 13 октября 2005 г.

В качестве примера можно привести уникальное Ромашкинское нефтяное месторождение в Республике Татарстан. По оценке Р.Х. Муслимова, забалансовые запасы на данном месторождении оцениваются минимум в 700 млн. т, что эквивалентно нескольким крупным месторождениям нефти. При этом речь идет об обустроенном объекте, с наличием квалифицированных кадров, инфраструктуры, объектов социальной сферы.

Важные следствия. Первое — это возможность обеспечения добычи углеводородов за счет интенсивного развития — внедрения новых технологий на месторождениях с остаточными трудноизвлекаемыми запасами, ресурсы которых значительно больше оцениваемых на сегодня. Это альтернатива экстенсивному развитию с освоением новых регионов и объектов — таких как Арктика, сланцевые углеводороды и др. Ряд таких технологий, позволяющих активизировать вовлечение в разработку забалансовых запасов, позволила обосновать концепция эффективного порового пространства.

Второе следствие — это реальный взгляд на ситуацию с извлекаемыми запасами. Сегодня проектная нефтеотдача — доля извлекаемой нефти от ее запасов в пласте — оценивается в среднем по РФ в 37%. Если учесть забалансовые запасы, то эта величина может снизиться, например, до 25%. То есть, эффективность применяемых технологий разработки месторождений значительно ниже, чем мы представляем. А это индикатор в необходимости привлечения науки и инноваций.

Сегодня единственным критерием выбора проекта является критерий коммерческой эффективности, отражающий интересы недропользователей, но он не отражает требования рациональности, предъявляемые к разработке месторождений со стороны государства и общества. Т.е., с нашей точки зрения, необходим также критерий рациональности разработки месторождений.

Один из вариантов такого критерия, давно предложенный в нашем институте, включает требования к научно-технологическому уровню проекта, его экспертизе, контролю и сопровождению его реализации, соблюдению интересов государства и населения, экологическим и социальным последствиям. Однако он до сих пор не внедрен в практику недропользования ни в данной, ни в иных формулировках, позже предложенных отдельными специалистами.

К чему приводит существующая практика оценки коммерческой эффективности в сочетании с отсутствием квалифицированной экспертизы затрат? Здесь мы приводим характерный пример по похожим объектам. Первый — тонкая нефтяная оторочка на месторождении в Малайзии. Здесь достигнута рентабельность бурения скважин с накопленной добычей нефти менее 30 тыс. т на скважину. Причем в условиях морского шельфа. Второй объект относится к континентальному месторождению в Восточной Сибири. Здесь ни одна из предложенных технологий разработки не позволила достичь положительной оценки рентабельности, включая предложенную в нашем институте технологию с накопленной добычей нефти более 150 тыс. т на скважину. При этом действующими регламентирующими документами в таком случае разрешается запасы данного объекта признать нерентабельными и не учитывать их в проектировании, ограничившись разработкой газоконденсатной шапки. Естественно, у недропользователей не возникает стимулов к привлечению науки и инноваций для поиска путей достижения рентабельности. Доля таких нерентабельных запасов в Госбалансе, по оценке Председателя ГКЗ И.В.Шпурова, составляет порядка 40%.

В целом беды сегодняшнего регулирования в нефтегазовой отрасли в том, что ключевые экспертные органы — ГКЗ и ЦКР — по составу и реализуемым решениям не адекватны своим задачам. ЦКР из экспертной превращена в согласительную комиссию. Содержательная технологическая и экономическая экспертиза проектов фактически ликвидирована.

Другая сторона медали — состояние науки в нефтегазовом недропользовании. Отраслевая наука, как понятие, ликвидирована. В ВУЗах — еле теплится. Состояние академической науки иллюстрирует пример нашей лаборатории — единственной в структуре институтов РАН, имеющей в названии термин "повышение газо-, нефте-, конденсатоотдачи". Мы лишились лабораторной базы, число штатных научных сотрудников сократилось с примерно 30 до 10 человек. Последние уникальные лабораторные эксперименты по исследованию генерации водорода и углеводородов мои коллеги вынуждены были проводить в течение 5 лет в гараже.

Место отраслевой науки заняла корпоративная "наука", которая тяготеет к самодостаточности внутри компаний, ориентирована на текущие производственные задачи и зарубежные программы и технологии.

Отдельная проблема — уровень подготовки кадров, который с каждым годом неуклонно снижается.

В этих условиях перед отраслью стоят не только проблемы ухудшающегося качества запасов, но ряд масштабных технологических и экологических проблем, для которых отсутствуют готовые решения. Например, это проблемы эффективного заканчивания скважин, определяющего их производительность при добыче нефти и газа — сегодня она для многих объектов выходит на первый план.

Проблема ликвидационных работ не решена и с экономической точки зрения, и с технологических позиций. В стране и в мире отсутствуют технологии, способные обеспечить герметичность ликвидируемых скважин на десятки и сотни лет вперед. А это создает реальную опасность экологических катастроф глобального масштаба. К каким это может приводить последствиям — хорошо продемонстрировал пример аварии на платформе Бритиш Петролеум в Мексиканском заливе. Только там авария случилась при наличии действующей платформы, а не на давно ликвидированной и оставленной скважине. С этих позиций мы считаем необходимым введение всемирного моратория на разработку месторождений на арктическом шельфе, ибо какие-либо технологии борьбы с возможными авариями в ледовых условиях отсутствуют. Вместо этого, как было отмечено в нашем докладе, необходимо внедрять новые технологии на месторождениях с остаточными трудноизвлекаемыми запасами в обустроенных регионах.

Выводы:

- инициировать масштабные междисциплинарные исследования для решения актуальных технологических, экономических, экологических проблем нефтегазового недропользования;

- широко привлечь экономический блок академической науки к решению проблем экономической геологии, включая: методологию расчета затрат и прогноза цен, оценку эффективности проектов с учетом интересов населения, государства, недропользователей, обоснование эффективных механизмов для стимулирования внедрения инноваций;

- высказать свое отношение к сложившейся в государственных органах практике оценки проектов по показателям коммерческой эффективности;

- принять активное участие в создании современных нормативно-методических документов в области недропользования, в экспертизе наиболее крупных нефтегазовых проектов;

- занять принципиальную позицию в восстановлении квалифицированной государственной экспертизы.

В обсуждении доклада приняли участие:

ак. А.Н. Лагарьков, ак. Л.М. Зеленый, ак. В.Е. Фортов, д.ф.-м.н. В.Ф. Вдовин, ак. Л.И. Леонтьев, чл.-корр. Г.Б. Клейнер, ак. Р.И. Нигматулин, д.т.н. С.Н. Закиров — г.н.с. Института проблем нефти и газа РАН, ак. Д.М. Климов, ак. Н.Л. Добрецов, ак. А.А. Кокошин.

На заседании рассмотрен вопрос о присуждении премии имени А.Н. Баха 2017 года (представление Экспертной комиссии и бюро Отделения биологических наук) академику РАН Александру Сергеевичу Спирину за учебник для вузов «Молекулярная биология. Рибосомы и биосинтез белка». Выдвинут Ученым советом Института белка РАН.

На заседании Экспертной комиссии присутствовали 8 членов Комиссии из 11. В соответствии с результатами тайного голосования большинством голосов (за — 7, против — 1, недействительных бюллетеней — нет) к присуждению премии имени А.Н. Баха 2017 года рекомендована кандидатура академика РАН А.С. Спирина.

На заседании бюро Отделения биологических наук РАН присутствовали 12 членов Бюро из 19. В соответствии с результатами тайного голосования единогласно в президиум РАН представлен проект постановления о присуждении премии имени А.Н. Баха 2017 года академику РАН А.С. Спирину.

Учебник для вузов «Молекулярная биология. Рибосомы и биосинтез белка» охватывает часть общего курса молекулярной биологии, посвященную структурным и функциональным аспектам биосинтеза белков. Книга создает основу для знаний и развития текущих идей в области биосинтеза белка. Книга не имеет аналогов в современной мировой литературе.

Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.