Академия

25 февраля 2014 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

25 февраля 2014 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

25.02.2014 25 февраля 2014 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук Научное сообщение «БРИКС: стратегический ресурс внешней политики России». Докладчик - член-корреспондент РАН Давыдов Владимир Михайлович. Видеозапись заседания

Сводка и итоги

 

 

25 февраля 2014 года
состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук

 

 

Члены Президиума заслушали научное сообщение «БРИКС: стратегический ресурс внешней политики России».

Докладчик - член-корреспондент РАН Давыдов Владимир Михайлович.

1. Актуальность и значение проблематики БРИКС [1]. События на Украине выглядят как очередной раунд геополитического отбрасывания России. В условиях поэтапного «отбрасывания» на Западе, при осложнении положения в нашем южном «подбрюшье», в условиях дополнения традиционных вызовов нетрадиционными угрозами для РФ явно выросла необходимость создания на международной арене новых опорных конструкций.

Важная особенность рассматриваемой темы в том, что, с одной стороны, она имеет большой научно-теоретический смысл, отражая результаты тектонических сдвигов в недрах мировой экономики и мировой политики и, соответственно, открывая перспективу плодотворного осмысления ключевых мировых процессов. С другой стороны, очевиден прямой выход на практику международной политики, на стратегию нашей дипломатии. В этой связи отрадно констатировать своевременную (а иногда даже и упреждающую) реакцию академической науки на запросы практики.

2. Объективная обусловленность феномена БРИКС. Его порой называют «самосбывшимся пророчеством». В этом есть свой резон, имея в виду то, что аналитическая и научная работа по выявлению долгосрочных трендов, позволила предвидеть появление мегапроекта взаимодействия восходящих держав. Выдвижение на передний план альтернативных центров экономической мощи и политического влияния связано прежде всего с усилением неравномерности развития в условиях глобализации. Начинающая активно действовать диалектика нисхождения/восхождения производит перестановки на верхнем этаже мировой иерархии.

3. Совокупный потенциал БРИКС. В настоящее время, занимая 29% земной суши, «пятерка» имеет почти 43% мирового населения. По доле в суммарном ВВП мира (по ППС в ценах 2005 г.) ее удельный вес составляет 27 %, а по вкладу в прирост мирового продукта в 2012 г. доля «пятерки» достигла 47%. С 2000 до 2012 г. статистика констатирует постоянное наращивание совокупного веса пяти стран в мировой экономике. По объему ВВП (пересчет на ППС) и потреблению электроэнергии произошло увеличение более чем в 1,5 раза, по инвестициям в основной капитал в 2,5 раза, по нетто-притоку иностранных инвестиций рост в 4,5 раза, по объему экспорта товаров и услуг в 2,3 раза, по объему золото-валютных резервов в 3 раза. Конечно, большая часть этих показателей приходится на КНР – в пределах 40-60% от их совокупной величины. И с этим трудно не считаться.

Оценки долгосрочной перспективы авторитетными прогностическими организациями в основном совпадают в том, что до середины ХХI века произойдут кардинальные замещения в составе тяжеловесов мировой экономики. Произойдет вытеснение представителей «большой семерки». Хотя по параметрам благосостояния сохранится уменьшившийся, но все еще значительный разрыв между двумя группами государств.

4. Результаты взаимодействия в пятистороннем формате. За время, прошедшее с первого саммита БРИКС (2009 г.) объединение проделало большой путь. Повестка работы, содержательное наполнение форумов «пятерки» расширяются с каждым годом, вовлекая новые сферы, новые отрасли. Вместе с тем преимущественно экстенсивно. Критически оценивая достигнутые результаты, следует подчеркнуть, что на новом этапе необходим переход на более целенаправленную работу, необходима концентрация коллективных усилий на приоритетных проектах. Среди них: - создание банка развития БРИКС, общего страхового валютного фонда, биржевого альянса «пятерки». Особое значение приобретает взаимодействие в обеспечении кибербезопасности стран-членов, их надежное соединение опто-волоконной связью и регулярным прямым воздушным сообщением.

5. Поле расхождения и поле совпадения. Ассиметрия, существующая в формате БРИКС, касается не только особого веса Китая, но и существенных различий в весовых категориях остальных участников. «Пятерка» представлена и ресурсоизбыточными, и ресурсодефицитными экономиками. Есть немалые различия в политическом строе. Внутри «пятерки» представлен тройственный альянс Индии, ЮАР и Бразилии, чей строй более близок институциональным стандартам Запада (ИБСА, осн. в 2003 г.). Все три участницы этого альянса претендуют на вхождение в состав постоянных членов Совбеза ООН в случае его реорганизации. У двух других участников БРИКС политическая воля еще не созрела для однозначной поддержки указанных кандидатур. В свою очередь, параллельно действует треугольник политических консультаций РИК (РФ, Индия, КНР).

В двусторонних отношениях стран-членов «пятерки» особых сложностей не наблюдается, за исключением застарелых и еще не преодоленных индийско-китайских споров по территориальному вопросу, а также сохраняющихся взаимных предубеждений на уровне социальной психологии в РФ и КНР. Нельзя не видеть того, что под воздействием торговой экспансии Китая возникает недовольство в Индии, Бразилии и ЮАР. Позиция РФ по климатическому вопросу существенно отличается от подходов других членов «пятерки».

В то же время налицо ряд внушительных объединительных мотивов. Возросший экономический вес «пятерки» требует приведения в соответствие с ним возможности влияния в международных финансовых институтах. Страны БРИКС солидарно поддерживают центральную роль ООН и прерогативы ее Совбеза, уважают международное право и требуют его уважения от других. Они решительно противодействуют попыткам «гуманитарных интервенций» в обход СБ ООН. Детальный анализ различий и области согласия, а, впрочем, и сам факт объединения «пятерки» свидетельствуют о том, что поле разногласий в формате БРИКС существенно уже поля взаимопонимания.

6. Полемика вокруг БРИКС не ослабевает с момента официального рождения этого объединения в четырехстороннем формате. Скептики то одну, то другую страну БРИКС объявляют «несостоятельным» участником объединения восходящих держав. Многих внешних критиков из лагеря «коллективного Запада» легко понять. Они не желают допускать геополитическую и геоэкономическую конкуренцию. Принципиальные заявления лидеров БРИКС о ненаправленности против третьих стран, об отказе «пятёрки» от конфронтационной практики в мировых делах они игнорируют, либо замалчивают. Нет сомнений, что попытки дискриминации объединения и внесения раздоров в его ряды будут продолжаться.

7. Инструмент корректировки глобального регулирования. Мы много говорим о переходе к многополярному (или полицентричному) миропорядку, не раскрывая конкретику этого процесса. А он предусматривает изменение механизма глобального регулирования. Это может происходить по двум направлениям: путём корректировки существующих институтов (прежде всего входящих в систему ООН) либо путём формирования новых структур. Процесс уже пошёл. Среди новообразований Г-7/8, «большая двадцатка» и, наконец, БРИКС – пока не формализованные (не институционализированные), но уже играющие существенную (иногда определяющую) роль в выработке и реализации решений на глобальном уровне. Влияние БРИКС обусловлено совокупным потенциалом «пятёрки», её высокой репрезентативностью (ведущие представители четырёх континентов, пяти цивилизационных ареалов). Последнее обстоятельство имеет в настоящее время особое значение, имея в виду императив предотвращения столкновений на цивилизационной почве.

8. БРИКС в контексте международной деятельности РФ. Оценивая тенденции, имеющие долгосрочную проекцию, и стратегические ориентиры основных протагонистов международной сцены, мы приходим к выводу о том, что по ключевым параметрам перспективу мировой экономики и мировой политики будут определять мегаблоки, образования трансконтинентального характера. Даже супердержавы, не говоря уж о «рядовых» мировых державах, теперь не в состоянии отстаивать свои позиции на индивидуальной основе. Они делают ставку на расширение сферы действия существующих структур и формирование новых альянсов. Напомним о симптоматичной проекции активности Североатлантического блока на отдалённые регионы – Центральную Азию и Южную Атлантику, напомним ещё раз о транстихоокеанском и трансатлантическом направлениях долгосрочной стратегии США, о поощрении ими вертикали Тихоокеанского альянса в Латинской Америке.

В заключение следует подчеркнуть следующее. В формате БРИКС Россия обретает возможность, включать свои стратегические ориентиры в согласованную политику «пятерки». При этом следует иметь в виду, во-первых, что, не будучи основной весовой категорией БРИКС в экономической сфере, РФ сохраняет первенство по ракетно-ядерному и энергетическому потенциалу, по опыту давнего присутствия в «клубе» глобального регулирования. Она представлена в его ключевых структурах –Совбез ООН, Г – 7/8, «большая двадцатка», - и соответственно способна выполнять конструктивные посреднические функции. Во-вторых, каждая из стран-участниц БРИКС естественно располагает своим ареалом влияния через региональные интеграционные структуры (КНР – ВАС, Индия – СААРК, РФ – ЕврАзЭС, Бразилия – Унасур, ЮАР – Южноафриканское сообщество развития). Это существенно подкрепляет суммарный потенциал «пятерки».

В конечном счете, следует понимать диалектику взаимозависимости ориентиров основных протагонистов международной сцены: чем прочнее будут позиции РФ в формате БРИКС, чем продуктивнее и влиятельнее будет деятельность этого объединения, тем мягче по отношению к России будут «коллективный Запад» и его лидеры.


[1] Исходной точкой формирования коалиции Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) следует считать 2006 г., когда начались регулярные консультации министров иностранных дел этих стран. Старт ежегодным саммитам «четверки» был дан в 2009 на встрече ее лидеров в Екатеринбурге. «Четверка» превратилась в «пятерку» с присоединением ЮАР на саммите 2011 г. в Санья (КНР).

  

Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.