«100 вопросов учёному»: артековцы узнали секреты успешной карьеры в науке

«100 вопросов учёному»: артековцы узнали секреты успешной карьеры в науке

Рубрика Популярная наука

В Международном детском центре «Артек» в рамках тематического партнёрства с Российской академией наук 13 августа состоялась встреча с ведущими учёными — членами Российской академии наук. В формате открытого диалога школьники задали вопросы о науке вице-президенту РАН академику РАН Степану Калмыкову, академику РАН Юлии Горбуновой и члену-корреспонденту РАН Андрею Наумову. Это стало первым мероприятием, к которому присоединились не только члены профильного научного отряда, но и все желающие артековцы девятой смены «Солнце, море и „Артек“», руководство лагеря и учителя.

В ходе общения ребята проявили неподдельный интерес к роли науки в современном мире — активно задавали вопросы об экологии, возобновляемых источниках энергии и искусственном интеллекте. Важной темой стала научная дипломатия и сохранение баланса между национальными интересами и глобальным научным прогрессом.

«Фундаментальная наука не знает границ. Вы не можете получить закон, который действовал бы только в пределах одного государства. Другое дело, что естественная наука решает ряд прикладных задач, которые могут быть связаны с обороноспособностью страны, затрагивают коммерческие интересы и технологическое превосходство», — отметил вице-президент РАН.

Степан Калмыков напомнил, что Российская академия наук продолжает сотрудничество с иностранными коллегами, участвуя в работе ведущих мировых научных объединений. Важнейший элемент этой интеграции — избрание иностранных членов РАН, крупнейших зарубежных учёных, получивших признание мирового научного сообщества. Сегодня в состав Академии входят 452 иностранных члена из 56 стран.

Кроме того, школьников волновали и личные подробности научной деятельности, ведь школьникам выпала уникальная возможность пообщаться с учёными мирового уровня. Они спрашивали, с чего начинали свой путь члены Академии, как выбирали специализацию, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают.

«Как правило, выбор профессии обуславливается семьёй или учителями. Поэтому очень важно, когда на вашем пути встречается наставник, который может вас замотивировать. Моя учитель химии зажгла меня этим предметом, и в моём детском воображении я видела себя криминалистом», — поделилась академик РАН Юлия Горбунова.

Член-корреспондент РАН Андрей Наумов, один из авторов программы научной смены, рассказал ребятам, что в 1985 году он сам был воспитанником седьмой и восьмой лагерных смен. Будучи школьником, он получил путевку в «Артек» за победу на Всероссийском литературном празднике, а спустя сорок лет приехал в качестве лектора.

«Я увидел тех самых артековцев, каким был сам сорок лет назад. Ребята воодушевленные, интересуются широком кругов вопросов. Здорово, что Российская академия наук вместе с детским центром „Артек“ придумали такую междисциплинарную смену, которая охватывает сразу много научных направлений», — отметил учёный.

Напомним, что вчера состоялось открытие научной программы «300 лет РАН: фундаментальный взгляд на окружающий мир», организованной в Международном детском центре «Артек» впервые. Она включает интенсивный курс лекций, практических занятий и лабораторных работ под руководством ведущих учёных РАН, академических институтов и вузов. Участники программы послушали первую лекцию члена-корреспондента РАН Андрея Наумова по фотонике, а сегодня — лекции вице-президента РАН академика Степана Калмыкова по радиационной медицине и члена-корреспондента Александра Лутовинова по астрофизике.

Новости Российской академии наук в Telegram →