Академия

Александр Сергеев в Госдуме: «Предлагаем вернуть РАН юридический статус государственной академии»

Александр Сергеев в Госдуме: «Предлагаем вернуть РАН юридический статус государственной академии»

Рубрика Реформа РАН Взаимодействие с научно-образовательным сообществом
Александр Сергеев в Госдуме: «Предлагаем вернуть РАН юридический статус государственной академии»

Необходимость ускорить принятие поправок в законодательство для расширения функционала РАН, включить создание задела для нужд ОПК в программу фундаментальных исследований и, наконец, «легитимизировать» ряд новых статусов членов самой академии – эти темы обсудил с депутатами Госдумы РФ президент РАН Александр Сергеев на минувшей неделе. На расширенном заседании Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию 20 мая глава РАН выступил с докладом, в котором подробно остановился на возможностях академии по мобилизации научного потенциала в сложных условиях санкционной войны и на ограничениях, которые сдерживают максимально эффективное выполнение этой миссии.

По мнению Александра Сергеева, у многих представителей СМИ и даже органов власти до сих пор есть недопонимание сути этих ограничений и функционала, который остался у Академии после реформы 2013 года. «Я хочу еще раз повторить – Российская академия наук не является научной организацией. В соответствии с 253-ФЗ, у РАН в основных видах деятельности науки нет. Обычно, когда об этом говоришь, у всех вопрос – как такое может быть? Как есть: за счет средств госзадания мы заниматься научными исследованиями не можем, только из привлеченных средств, из хоздоговорной деятельности – здесь, действительно, поле большое, и мы этим занимаемся». Президент РАН акцентировал внимание, что когда речь идет о каких-то научных результатах РАН, то, по сути, это персональные достижения 1900 членов академии.

Функционал РАН – это, прежде всего, научно-методическое руководство многочисленными организациями и экспертиза. По словам Александра Сергеева, многие до сих пор по инерции относят все происходящее в институтах к сфере ответственности академии, и особенно такими обобщениями грешат СМИ. Он напомнил, что в свое время парламентарии сами проголосовали за передачу академических институтов ФАНО, и обратил внимание, что использование аббревиатуры РАН в их названиях – это добровольное «воспоминание о прошлом», а возможно, и свидетельство, что институты «в каком-то смысле мечтают о лучшем будущем».

Важнейшей частью функционала академии является участие в Программе фундаментальных научных исследований. К сожалению, по итогам работы Счетной палаты, замечания относительно предыдущей программы – на 2013-2020 годы – продолжают ошибочно адресоваться РАН. «Должен опять сказать для понимания: Российская академия наук не имела отношения к той Программе фундаментальных научных исследований, которая находилась под оценкой Счетной палаты. Это программа Министерства науки и высшего образования, и претензии за предыдущие 8 лет не имеют к нам отношения. У нас была другая программа – фундаментальных научных исследований государственных академий наук, ее мы координировали, и за эту программу мы готовы отчитаться», – подчеркнул глава РАН.

Он отметил, что в новой Программе фундаментальных научных исследований на долгосрочный период (2021-2030 годы) РАН уже взяла на себя роль основного координатора и тесно взаимодействует с Минобрнауки и лично с министром Валерием Фальковым. «Впервые у нас есть возможность „интеллектуального” управления финансами – через наши предложения о перераспределении средств в рамках существующего бюджета между различными направлениями и тематиками программы… Сейчас в связи с мобилизационным временем такая ситуация возникла, и мы, действительно, очень быстро внесли изменения в детализированный план».

Помимо механизма оперативного управления, Александр Сергеев выделил статус детализированного плана как обязательного ориентира при формировании плана научных тематик отдельными учреждениями. А именно, что для получения финансирования научные организации должны включаться в работу по предложенной теме или входить в кооперацию с учреждением, где нужная стране тематика представлена наиболее сильно.

Особый интерес депутатов вызвало сообщение о судьбе «оборонного» раздела программы, который ученые совместно с генеральными конструкторами предприятий ВПК предложили включить в ее структуру еще в 2018 году. Несмотря на поддержку и несколько поручений Президента России, этот раздел там так и не появился: «Даже те образцы выдающихся вооружений, которые у нас, так скажем, „полетели” в последние годы, в основном базируются на фундаментальном заделе советского времени. Но новая программа фундаментальных исследований, вообще вся ГПНТР, просто по определению является гражданской. Встает вопрос: как нам в фундаментальных и поисковых исследованиях заниматься оборонкой?.. В такое сложное время остаться без задела – это, конечно, совершено неправильно», – акцентировал глава РАН.

Отвечая на вопрос главы Комитета Госдумы по обороне генерал-полковника Андрея Картаполова о стадии рассмотрения вопроса и необходимых мерах содействия со стороны депутатов, глава РАН пояснил, что в структуре академии есть Совет по исследованиям в области обороны. Парламентарий (до октября 2021 года А. В. Картаполов занимал пост замминистра обороны РФ – Ред.), в свою очередь, выразил готовность сотрудничать с Советом.

Глава РАН также подробно остановился на взаимодействии с бизнесом и руководителями субъектов РФ. Он сообщил, что только в 2021 году состоялось около 20 визитов делегаций РАН в регионы. Там РАН, по его словам, не только «присматривает» за академической и фундаментальной наукой, но и помогает губернаторам в решении вопросов, связанных с высшими учебными заведениями, с реальным сектором экономики и даже со школами – создание региональной научно-технологической элиты академия видит своей важнейшей задачей.

Александр Сергеев констатировал, что ограничение допуска России к передовым технологиям требует оперативного перевода науки на мобилизационные рельсы. В числе первоочередных мер – новые формы взаимодействия с реальным сектором и «модернизация» работы научных учреждений, которые до сих пор самостоятельно формулировали для себя госзадание и отчитывались за его выполнение публикациями. «Понятно, что в этих условиях институты научились жить, некоторые живут хорошо, но это не то, что сейчас нужно… У ученых должна в значительной степени остаться свобода, но должен появиться и компонент госзадания, который как можно быстрее обеспечит реальный сектор экономики прикладными результатами. Но можем ли мы это сделать, когда академические институты не имеют никакой свободы в плане хозяйственной деятельности? Многократно пишем, обращаемся ко всем, по каждому отдельному случаю пытаемся что-то сделать», – подчеркнул Александр Сергеев.

Президент РАН обратил внимание и на проблему кадров: по его мнению, государство не должно фокусироваться только на удержании профессионалов из сферы IT. Работающим на критических направлениях отечественным ученым сейчас целенаправленно предлагаются заманчивые условия для работы за границей, и не реагировать на это нельзя.

Что касается назревшего расширения функционала РАН, то Александр Сергеев проинформировал законодателей, что предложения по корректировке 253-ФЗ были сформулированы академиками и переданы в соответствующие инстанции еще два года назад, есть поручение Президента России. «Сейчас на площадке Администрации Президента ведутся консультации на этот счет. Основная идея наших поправок заключается в том, что должен быть изменен организационно-правовой статус Российской академии наук. В статусе ФГБУ мы ничего сделать не можем. Даже взаимодействие с ФОИВами и с министерствами: любят, уважают, но работать… Мы предлагаем вернуть РАН юридический статус государственной академии, который был до 2013 года, и в Гражданском и Бюджетном кодексах прописать тот функционал, который соответствует этой юридической форме».

При этом не предлагается вернуть ситуацию к дореформенной: речь идет о том, чтобы РАН могла стать соучредителем научных учреждений. По словам Александра Сергеева, Минобрнауки будет отвечает за администрирование и инфраструктуру, а у РАН должно появиться право на полноценное научное руководство. «На юридическом языке это формулируется так: правительство делегирует РАН право учредителя в отношении выполнения научных работ по госзаданию. Не имея такого статуса, мы не являемся партнерами для министерств. Потому что если министерство является учредителем, то оно, естественно, и ведет себя как учредитель и все вопросы решает само. И второе – мы, в конце концов, должны вернуть Академии наук функционал проведения научной работы, чтобы в основных видах деятельности появилось проведение научных исследований».

Отдельно Александр Сергеев выделил блок изменений, касающихся структуры самой академии – участвовавший в заседании первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников назвал их «резервами внутри академии». Это закрепление возможности переходить в статус почетных членов РАН для тех, кто в силу возраста уже не может выполнять возлагаемыe на действительного члена академии функции. А также легитимизация статуса профессоров РАН – рассмотрение молодых ученых в качестве ассоциированных членов. По мнению президента РАН, это позволит «существенно сдвинуть возрастной центр тяжести».

В ходе трехчасовой встречи с депутатами глава РАН также представил краткую презентацию основных научных результатов, полученных российскими учеными в 2021 году, и ответил на вопросы парламентариев – представителей различных комитетов и фракций Госдумы.

В работе расширенного заседания Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, которое провел его председатель Сергей Кабышев, приняли участие представители Минобрнауки РФ, Счетной палаты РФ, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук.