Базовые школы РАН подводят итоги 2023 года
Базовые школы РАН подводят итоги 2023 года
В рамках проекта «Базовые школы РАН» Российской академией наук в 2023 году проведено 200 научно-популярных лекций, семинаров, мастер-классов для учащихся 8–11-х классов и педагогических работников в 73 Базовых школах РАН, расположенных в 28 регионах Российской Федерации:
в Архангельской, Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской, Томской, Челябинской и Ярославской областях;
в Краснодарском, Красноярском, Пермском, и Хабаровском краях;
в Республике Башкортостан, Республике Мордовия, Республике Татарстан, Республике Саха (Якутия) и Удмуртской Республике.
В масштабном мероприятии в качестве лекторов приняли участие 59 профессоров РАН, член-корреспондентов РАН, академиков РАН, которые на самом высоком уровне провели научно-образовательные встречи, направленные на популяризацию достижений науки и техники и повышение престижа, привлекательности науки.
Некоторые профессора РАН провели встречи со старшеклассниками Базовых школ РАН в нескольких регионах. Например, с большим успехом прошли лекции член-корреспондента РАН Наумова Андрея Витальевича, посвящённые актуальным проблемам оптики и фотоники, методу детектирования флуоресцентных объектов с помощью оптического микроскопа. Они состоялись в целом ряде Базовых школ РАН г. Нижнего Новгорода, Ижевска, Сочи и Казани.
О том, как в погоне за научно-технологическим прогрессом не утратить ценные ресурсы нашей планеты, рассказала профессор РАН Дергачева Елена Александровна в своих лекциях «Современные научно-технические революции в техногенном мире и их роль в смене эволюции жизни» и «Поворот от технократической экономики к экономике сохранения биосферы» в Базовых школах Московской области, Краснодаре и в Ростове-на Дону.
Решая задачи популяризации науки, профессора РАН были нацелены на проведение мероприятий сразу в нескольких Базовых школах РАН одного города. Член-корреспондент РАН Байриков Иван Михайлович выступил с лекцией «Специальность стоматология. Разделы стоматологии и их особенности. Место челюстно-лицевой хирургии в системе медицинского образования и клинической практики» в пяти Базовых школах Самарской области. Он открыл школьникам удивительный мир стоматологии, рассказал насколько эта профессия удивительна и многогранна. Многие из обучающихся всерьез задумались о профессии стоматолога, после такой увлекательной и познавательной лекции.
Профессор РАН Светлана Анатольевна Бурлак выступила с лекциями в пяти Базовых школах Челябинской области. В рамках проведенных лекций школьники узнали о происхождении языка, эволюции языка как части эволюции человека. Профессор рассказала, почему нужно заниматься популяризацией лингвистики, и как это может восполнить пробелы в школьном образовании.
Профессор РАН Журавлева Екатерина Васильевна выступила с лекциями «Агробиология – от селекции до биотехнологии», «Современные тренды в агробиологии» и провела мастер-классы в Базовых школах Московской области и в г. Ярославле. Школьники получили возможность познакомиться с новыми научными знаниями, знакомиться со стыковыми направлениями биологии, физики, химии и технологий, а также обсудить перспективы использования биотехнологий в сельском хозяйстве. Учёная подчеркнула значение популяризации науки в школах, обсудила перспективы биотехнологий в сельском хозяйстве и выразила уверенность, что ученики должны больше познавать мир, что поможет выбрать им свою увлекательную профессию.
В некоторых регионах – участниках проекта Базовые школы РАН – образовательные мероприятия провели сразу несколько профессоров РАН. С 1 по 3 ноября цикл лекций по тематическим модулям «Моё репродуктивное здоровье» и «Что мы знаем о свободных радикалах?» для учащихся Базовой школы РАН – МАОУ «Ангарский лицей № 1» – провели член-корреспондент РАН Любовь Владимировна Рычкова и профессор РАН Марина Александровна Даренская. Уникальную возможность не просто расширить свои знания в этих темах, но и лично пообщаться и задать вопросы российским учёным получили десятиклассники профильного химико-биологического класса лицея. Два последующих дня проекта были посвящены углубленному изучению более узких тем модулей, а также практическим занятиям и мастер-классам. Для учеников, выбравших направление репродуктивного здоровья, была проведена экскурсия по клинике научного центра. Так же в Ангарском лицее № 1 выступил с лекцией «Науки, формирующие здоровье поколения» член-корреспондент РАН Рукавишников Виктор Степанович. Такие мероприятия позволяют закрепить у заинтересованных школьников желание выбрать науку делом своей жизни.
В МАОУ Лицей ИГУ г. Иркутска выступили: Сидоров Денис Николаевич с лекцией «Кибер-физические системы „зелёной” энергетики», Шурыгина Ирина Александровна с лекцией «Клеточные технологии: перспективы для современной медицины», Казаков Александр Леонидович с лекцией «Моделирование как способ познания окружающего мира».
В МБОУ «Лицей № 87 имени Л. И. Новиковой» г. Нижний Новгород выступили: Куркин Андрей Александрович с лекцией «О волнах внутри океана», Слюняев Алексей Викторович с лекцией «Опасные морские волны: снаружи и внутри», Рыхтик Михаил Иванович с лекцией «Основы российской государственности в свете современных исторических подходов», Наумов Андрей Витальевич с лекциями «Фотоника: что может свет», «Лазер – универсальный инструмент», «Наноскопия или как увидеть невидимое».
В МАОУ ОЦ «Горностай» г. Новосибирск выступили: Артеменко Сергей Николаевич с лекцией «Высокотехнологичные методы лечения нарушений ритма сердца», Дулин Владимир Михайлович с лекцией «Камеры 3D-зрения», Тулупов Андрей Александрович с лекцией «Инновационные возможности магнитно-резонансной томографии».
В МАОУ «Физико-математический лицей № 93» г. Уфа выступили:
Рамазанов Ильфир Рифович с лекцией «Как создать новое лекарство с помощью компьютера», Баимова Юлия Айдаровна с лекцией «Вселенная новых углеродных материалов», Перунова Наталья Борисовна с лекциями «Biotech: могут ли микробы приносить пользу человеку?» (Использование микроорганизмов в биотехнологии. Перспективные направления) и «Микробы и мы. Дружба возможна?» (Симбиоз человека и микроорганизмов. Роль микробиоты в формировании здоровья и патологии человека)».
Главная цель общероссийского проекта – популяризация и пропаганда науки, научных знаний, достижений науки и техники среди старшеклассников Базовых школ РАН, их ориентация на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий для развития интеллектуального потенциала регионов и страны в целом. Мероприятия с лекциями от профессоров РАН – важнейший этап этой общей цели. Не у каждого ученика российских школ есть возможность задать вопросы учёным, посетить научные лаборатории, провести проект под кураторством профессоров РАН.
Смысл лекций не в том, чтобы донести какие-то специфические знания до школьников, а показать, насколько широк научный мир, вызвать у ребят интерес к развитию в области фундаментальных и прикладных наук. Обучающиеся Базовых школ РАН получают дополнительные возможности:
• осваивать современные методы научных исследований;
• оценивать и рассчитывать достоверность, воспроизводимость и значимость полученных результатов;
• самостоятельно получать новые научные знания, выдвигать и верифицировать гипотезы;
• проводить поисковые работы, решая задачи без заранее известного результата;
• работать в школьных научных сообществах под руководством известных учёных.
Для самих профессоров РАН данный проект явился необычным, креативным и крайне интересным. Это возможность поделиться опытом, передать свои знания, рассказать просто о сложном. Особенно приятно было видеть улыбки, горящие глаза, понимание происходящего, огромную мотивацию и стремление ребят учиться дальше, стать лучшими и первыми в своей профессии.
Проект Базовые школы РАН позволит выявить и обучить талантливых детей для подготовки нового поколения высококвалифицированных специалистов.