Бюст математика Пафнутия Чебышёва работы XIX века вернулся в РАН после реставрации
Бюст математика Пафнутия Чебышёва работы XIX века вернулся в РАН после реставрации
Специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации (ФГБНИУ «ГОСНИИР») завершили работы по реставрации бюста Пафнутия Чебышёва — памятника портретной скульптуры, предположительно, второй половины XIX века, украшающего центральный зал Александринского дворца.
Пафнутий Львович Чебышёв — выдающийся российский математик, который заложил основы целого ряда фундаментальных направлений. Среди них — теория приближений, теория вероятностей и теория чисел. Так же он известен как создатель «стопоходящей машины» — устройства, которое стало прообразом современных шагающих роботов.
Как объяснили специалисты, этот памятник — один из четырёх бюстов отечественных учёных, чьи скульптурные портреты украшают центральный зал Александринского дворца — резиденции, где размещается Президиум Российской академии наук. Помимо Чебышёва здесь установлены бюсты первого русского академика Михаила Ломоносова, математика и механика Леонарда Эйлера и географа и историка Аарона Лерберга.
Специалисты считают, что изваяния учёных, установленные в Александринском дворце, представляют собой произведения искусства второй половины XVIII века или первой половины XIX века. Они выполнены знаменитыми российскими скульпторами — Яковом Рошеттом и Иваном Витали. В отличие от них авторство и точная датировка бюста Чебышёва неизвестны. Реставраторы предполагают, что он был создан во второй половине XIX века.
«Художественные достоинства изваяния — в высокой степени детализации и качественной моделировке черт лица и формы головы учёного. Скульптура нуждалась в комплексной реставрации. Главным изъяном, который искажал облик Пафнутия Львовича, был утраченный фрагмент носа. Этот дефект стал отправной точкой для исследования и последующих реставрационных работ», — рассказала художник-реставратор, учёный секретарь ГОСНИИР Анастасия Макарова.
Процесс реставрации, по словам Анастасии Макаровой, был основан на классическом научном подходе. Он начался с тщательного исследования документации и изучения сохранности памятника. Состояние изваяния оказалось не самым плохим, но его поверхность покрывал плотный слой загрязнений, а на подставке и лице присутствовали сколы.
Первый этап реставрации состоял из очистки скульптуры, после чего она посветлела на несколько тонов. Затем были произведены работы по восстановлению первоначального облика скульптуры. Основная сложность заключалась в реконструкции носа, поскольку это часть тела, которую невозможно воссоздать, ориентируясь на конфигурацию соседних участков поверхности. Кроме того, это потребовало ювелирного подбора доделочной массы для последующего восполнения утрат.
«Изначально в поисках аналогов реставраторы ориентировались на бюст, установленный на Аллее учёных МГУ на Воробьёвых горах. Он создан в 1954 году скульптором Иосифом Рабиновичем. Здесь учёный изображён курносым. Однако позже в результате скрупулёзных исследовательских работ была обнаружена малоизвестная гипсовая копия бюста Чебышёва из Александровского дворца. Она находится в фондах Государственного исторического музея. По словам хранителя, за последние два десятилетия наша группа оказалась первой, кто обратился с просьбой показать этот бюст», — сообщила Анастасия Макарова.
Несмотря на то, что мраморный оригинал обладает большей пластической сложностью и тонкостью проработки деталей, гипсовая копия сохранила важную информацию об облике Чебышёва и авторском замысле неизвестного скульптора, который стремился передать внутреннюю глубину образа учёного.
Опираясь на это изображение и на ряд других источников, специалисты реконструировали нос математика, сделав его наиболее приближенным к оригиналу. В отличие от работы Рабиновича, мраморное изваяние Чебышёва из Александринского дворца обладает прямым носом с небольшой горбинкой у основания.
В целом реставрационные работы заняли около двух месяцев. После их завершения скульптуру покрыли консервирующим восковым составом, который гарантирует её сохранность в будущем. Сейчас бюст возвращён на историческое место в Александринском дворце.