Диеты не помогут сохранить здоровье печени при застое желчи

Группа исследователей из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российского научного центра хирургии им. академика Б.В. Петровского (Москва) и Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина выяснили, что диеты помогают улучшить состояние печени у здоровых крыс, замедляя опасные для клеток окислительные процессы.

Однако для лечения холестаза — застоя желчи — ограничения питания оказываются неэффективны, поэтому врачам не следует рекомендовать пациентам с холестазом интервальное голодание и снижение калорийности рациона. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Antioxidants.

Застой желчи в печени — холестаз — распространённая проблема, с которой чаще всего сталкиваются беременные женщины (примерно в 1 из 100 случаев). Это заболевание приводит к повреждению печени: гибели клеток, воспалению, отекам, — а потому и нарушению ее работы. Некоторые исследования указывают на то, что облегчить состояние людей с холестазом можно с помощью диет: интервального голодания и снижения дневной нормы потребления калорий. Однако достоверный положительный эффект от диет обычно обнаруживался, когда их начинали придерживаться еще до возникновения заболевания, а вот их эффективность уже при имеющемся холестазе оставалась недоказанной.

Модель эксперимента

Авторы исследования использовали 28 самцов крыс, половине из которых искусственно перевязали желчные протоки, тем самым предотвратив отток желчи из печени и смоделировав холестаз. Затем все животные — как из экспериментальной группы (перенесшие операцию), так и из контрольной (которым не проводили вмешательства) — были поровну разделены ещё на три группы. В первой крысы не соблюдали диеты, во второй — придерживались интервального голодания (24 часа голода и 24 часа полноценного кормления), а в третьей — потребляли на 35% меньше калорий от своего стандартного суточного рациона.

Спустя месяц эксперимента вес крыс без холестаза, придерживавшихся интервального голодания и потреблявших сниженное количество калорий, уменьшился на 10% и 7% соответственно. Полноценно питавшиеся животные, напротив, набрали 5% от изначальной массы тела. При этом все животные с холестазом вне зависимости от типа питания немного потеряли в весе.

Первый автор статьи Дмитрий Семенович, НИИ Физико-химической биологии им. А.Н. Белозёрского МГУ

Авторы взяли образцы печени испытуемых крыс, чтобы определить, как холестаз и диеты повлияли на состояние органа. Оказалось, что в печени животных без холестаза при соблюдении диеты в 1,5 раза снизилась активность окислительных процессов, приводящих к повреждению клеточных мембран и гибели клеток печени — гепатоцитов. Однако учёным не удалось зафиксировать ни положительного, ни отрицательного влияния диет на состояние печени крыс с холестазом. Так, в печени животных со всеми исследованными режимами кормления окислительное повреждение органа было примерно одинаковым. Кроме того, у крыс с холестазом печень была увеличена: на 34% при отсутствии диеты; на 51% при интервальном голодании и на 42% при сниженной калорийности рациона.

«При холестазе главной причиной поражения клеток печени служит окислительный стресс. Наше исследование показало, что в отсутствии заболевания диеты оказывают антиоксидантное действие, однако, если их вводить уже при холестазе, они не будут эффективны. Возможно, это связано с тем, что застой желчи настолько нарушает химические процессы в органе, что корректировка рациона не может это компенсировать. Мы делаем вывод, что пациентам с холестазом диеты не будут полезны, однако для разработки подробных эффективных протоколов питания требуются дальнейшие исследования», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Егор Плотников, доктор биологических наук, профессор РАН, заведующий лабораторией структуры и функции митохондрий НИИ физико-химической биологии им. А.Н. Белозёрского МГУ.

Источник: пресс-служба РНФ.