Дикая угроза: кабаны Московской области оказались заражены цирковирусом свиней

Проверка наличия цирковируса свиней — опасного патогена, поражающего иммунную систему животных, — в популяциях диких кабанов Московской области показала, что более 70% исследованных животных оказались заражены вирусом. При этом часть из них обитала в районах промышленного свиноводства, что может повышать риск передачи заболевания домашним свиньям.

Результаты исследования, поддержанного грантом Президентской программы Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Frontiers in Veterinary Science.

Цирковирусы — безоболочечные вирусы, способные заражать птиц и млекопитающих. В частности, четыре вида, относящихся к роду Circovirus, вызывают инфекции свиней. Из них наиболее значимыми для ветеринарии считаются цирковирусы свиней 2 и 3 типов. Вызываемые ими инфекции сопровождаются истощением, нарушением работы почек, дерматитом, поражением репродуктивных органов и дыхательной системы, а также другими симптомами.

Места добычи кабанов для исследования. Оранжевый — свиноводческие предприятия, красный — ЦВС-2 инфицированные кабаны, зеленый — ЦВС-3 инфицированные кабаны, синий — коинфицированные кабаны

Важным звеном в распространении вирусных инфекций свиней служат дикие кабаны. Они разносят патогены на большие расстояния, а также выступают резервуаром для сохранения и эволюции вирусов. Стоит отметить, что цирковирусы 2 и 3 типов ранее уже были обнаружены у домашних свиней в России, однако данных о циркуляции цирковирусов свиней в популяции диких кабанов на территории нашей страны нет.

Сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной ветеринарии им. К.И. Скрябина и Я.Р. Коваленко РАН (Москва) исследовали распространённость цирковирусов свиней 2 и 3 типов в популяции диких кабанов на территории восьми районов Московской области. Для этого авторы отобрали образцы тканей 30 кабанов, добытых в охотничьи сезоны 2021–2023 годов. В анализе использовали образцы бронхиальных лимфатических узлов, лёгких и селезёнки. Затем с помощью полимеразной цепной реакции — молекулярного метода, позволяющего обнаруживать в образцах даже небольшие количества вирусных геномов, — исследователи проверили наличие цирковирусов свиней в тканях животных.

Коллектив исследователей ВИЭВ РАН

Оказалось, что 50% животных (15 кабанов) были инфицированы цирковирусом свиней 2 типа, 10% (3 кабана) — цирковирусом свиней 3 типа и 13,3% (4 кабана) были коинфицированы, то есть имели оба варианта вируса. Таким образом, 73,3% диких кабанов оказались заражены цирковирусами свиней. При этом инфицированные животные были обнаружены вблизи Талдомского и Можайского районов, в которых много свиноводческих хозяйств. Посещение дикими кабанами свиноферм с низкой системой биобезопасности повышает риск заражения домашних животных патогенными микроорганизмами. Поэтому фермерам необходимо соблюдать все меры биозащиты, а учёным — продолжать отслеживать распространённость вирусных инфекций в природных популяциях.

«Результаты нашего исследования расширяют знания о циркуляции вирусных патогенов свиней в популяции диких кабанов России. Соблюдение необходимых мер биозащиты на фермах, а также регулярный контроль за распространением вирусов в природе поможет избежать инфицирования домашних животных. В дальнейшем мы планируем изучать распространённость и генетическое разнообразие и других важных для ветеринарии вирусных патогенов свиней в популяциях диких кабанов России», — рассказывает участник проекта, поддержанного грантом РНФ, Валентина Рыкова, сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной ветеринарии им. К.И. Скрябина и Я.Р. Коваленко РАН.

Источник: пресс-служба РНФ.