Иллюстрации помогают учащимся при первичной обработке текста
Иллюстрации помогают учащимся при первичной обработке текста
Коллектив сотрудников кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносоваизучил интерес при чтении иллюстрированных текстов. Впервые в подобном исследовании был применён метод айтрекинга.
В эксперименте приняли участие 60 испытуемых. Им представили 16 текстов на разную тематику, после чего предложили пройти тестирование по содержанию. Результаты показали, что текст с иллюстрацией привлекает больше визуального внимания, дает преимущество при первичной обработке прочитанного и связан с вовлечением эмоционального компонента интереса. Результаты подтвердили корректность и актуальность применения айтрекинга в работах, посвящённых образовательному процессу. Исследование опубликовано в журнале Journal of Intelligence.
Основная цель тех или иных эмоций, которые мы испытываем, — их способность активировать в нас определённое поведение. Интерес тоже считается эмоцией, но более «сложной», когда эмоциональный компонент плотно связан с предшествующими знаниями, памятью и даже представлениями человека о себе. При интересе человек чувствует побуждение к изучению нового для получения информации или лучшего усваивания уже известного. Интерес напрямую связан с повышенным вниманием и играет ключевую роль в формировании навыков, развитии интеллекта.
Несмотря на важность положительных эмоций, к которым относят и интерес, их физиологические механизмы не изучены до конца. Коллектив сотрудников кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ провёл исследование, посвящённое интересу.
Существуют разные методы для проведения подобных работ. Одним из них является айтрекинг — отслеживание движений глаз. Этот метод позволяет оценить распределение зрительного внимания. Специальный прибор отслеживает, куда конкретно и сколько по времени смотрит испытуемый. Авторы цитируемой работы впервые предложили использовать данный метод для исследования физиологических механизмов интереса в контексте обучения. Эксперимент проходил следующим образом. 60 испытуемых должны были прочитать текст, после чего ответить на вопросы по его содержимому. Участникам эксперимента предлагали 16 достаточно сложных образовательных текстов на самые разные тематики. Некоторые тексты содержали иллюстрации.
Результаты помогли прийти к интересным выводам. Так, тексты с иллюстрациями дольше удерживали внимание участников, однако время чтения текста оставалось таким же, как если бы иллюстрации не было. Учёные утверждают, что несмотря на то, что количества правильных ответов было одинаковым, наличие картинки в тексте позволяло участнику легче и эффективнее в нем ориентироваться. Ещё одним интересным выводом стало, что несмотря на то, что по определению интерес чаще связан с новой информацией. То есть, чтобы тема была интересной, она должна содержать новую информацию об уже известном. Таким образом, исследование подтвердило актуальность использования айтрекинга для изучения с научной точки зрения процесса обучения.
«Изображение — это мощный инструмент, чтобы вызвать эмоции у учащегося и направить его внимание. Если применять его разумно, с учётом новизны информации, „учиться, учить и ещё раз учиться“ станет лозунгом не только преподавателей, но и самих учащихся», — резюмирует Александр Латанов, заведующий кафедрой высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ.
Источник: МГУ.