Исследован молекулярный механизм воздействия антидепрессанта флуоксетина на репродуктивную систему мышей

Исследован молекулярный механизм воздействия антидепрессанта флуоксетина на репродуктивную систему мышей

Рубрика Исследования

Биологи выяснили, что популярный антидепрессант флуоксетин препятствует поступлению серотонина в яйцеклетки мышей, а это нарушает обмен сигналами между этими клетками и их окружением. Кроме того, препарат снижает активность генов, отвечающих за развитие фолликулов — структур, в которых созревают яйцеклетки. Всё это приводит к замедлению созревания половых клеток и уменьшению числа овуляций.

Полученные данные помогают лучше понять потенциальные риски, связанные с приёмом антидепрессантов. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Pharmaceuticals.

Женская половая система очень чувствительна к внешним воздействиям, в том числе к лекарствам. Поэтому приём препаратов, например, антидепрессантов, потенциально может отразиться на способности женщины зачать ребенка, а в случае беременности — и на развитии плода. Однако данных о том, как влияют антидепрессанты на репродуктивную систему, пока мало, поэтому их безопасность остается предметом постоянных дискуссий.

Ранее исследователи из Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН (Москва) и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова провели эксперименты на мышах и выяснили, что флуоксетин — широко используемый препарат для лечения депрессии — негативно влияет на созревание яйцеклеток. Он замедлил созревание цитоплазмы яйцеклеток и тем самым снизил успешность зачатия у мышей почти на 18 %, но при этом не ухудшил качество зрелых яйцеклеток и фертильность полученного потомства.

В новом исследовании авторы решили выяснить механизмы такого эффекта. Они проанализировали, как меняется уровень серотонина — вещества, необходимого для созревания яйцеклеток и формирования зародыша, — в половых органах у самок мышей, получавших флуоксетин. Дело в том, что флуоксетин относится к антидепрессантам группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Он задерживает серотонин в синаптических щелях (местах контакта нейронов) и тем самым приводит к возбуждению определённых нервных клеток, в результате чего повышает настроение и уменьшает тревожность. Кроме того, антидепрессанты этого класса приводят к резкому снижению концентрации серотонина в крови. Именно вследствие этих эффектов они потенциально могут изменить содержание серотонина и в органах половой системы.

Биологи исследовали две группы мышей — молодых и взрослых половозрелых самок. Половине животных из каждой группы в течение недели (по человеческим меркам — около двух месяцев) давали флуоксетин в дозе, сопоставимой с той, которую назначают людям для лечения депрессии.

Ни у одной из групп животных авторы не выявили изменений в уровне половых гормонов и сбоев в менструальном цикле. Однако оказалось, что флуоксетин заблокировал работу белка-транспортёра, переносящего серотонин в яйцеклетки. В результате клетки не могли накапливать это важное для их развития вещество. Кроме того, под воздействием препарата в яйцеклетках снизилась активность генов, отвечающих за формирование фолликулов — структур, в которых созревают яйцеклетки, — и генов, контролирующих обмен сигналами между яйцеклетками и окружающими тканями. Наиболее выражены такие изменения были у молодых мышей, поскольку их репродуктивная система находилась на стадии активного развития.

Яичник препубертатной (молодой) мыши. Яйцеклетки растущих фолликулов окрашены в ярко-красный цвет антителами против серотонина

Наблюдаемые эффекты привели к тому, что у взрослых мышей, получавших флуоксетин, примерно на 30 % уменьшилось количество зрелых яйцеклеток, способных к оплодотворению.

«Наше исследование впервые вскрывает прямой молекулярный механизм негативного действия флуоксетина на яичник. Мы показали, что препарат действует не на уровне мозга и общей гормональной системы, а бьет прицельно по яйцеклетке, нарушая её коммуникацию с фолликулярными клетками. Это ухудшает качество яйцеклеток ещё до овуляции, что создаёт риски для успешного оплодотворения и дальнейшего развития эмбриона. В дальнейшем мы планируем подтвердить результаты на человеке. Полученные данные дадут возможность внимательнее подходить к назначению препарата для женщин, планирующих беременность, или выбирать лекарственные альтернативы», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Денис Никишин, кандидат биологических наук, доцент кафедры эмбриологии МГУ.

Источник: пресс-служба РНФ.

Новости Российской академии наук в Telegram →