Исследовано количественного распределения морских птиц и морских млекопитающих Карского и Баренцева морей

Исследовано количественного распределения морских птиц и морских млекопитающих Карского и Баренцева морей

Рубрика Исследования

Сотрудники Института систематики и экологии животных СО РАН опубликовали результаты проведённых в 2022 году учётов и наблюдений за морскими птицами и млекопитающими на участке Северного морского пути Дудинка — Мурманск. Также исследователи оценили, как воздействует на этих животных судоходство и дали рекомендации по охране арктической фауны от воздействия человека. Статья опубликована в «Сибирском экологическом журнале».

Расширение геолого-разведывательных работ, разработка нефтяных месторождений, транспортировка углеводородов, развитие Северного морского пути представляют потенциальную угрозу для обитателей Арктики. Эти факторы, наряду со стремительным изменением климата, оказывают важное влияние на популяции морских млекопитающих и птиц, а также на стабильность их кормовых ресурсов. Чтобы понимать, что происходит с экосистемой и выработать своевременные меры защиты животного мира Арктики, необходимо осуществлять регулярные мониторинги.

Сотрудники Института систематики и экологии животных СО РАН провели исследование количественного распределения морских птиц и млекопитающих на акватории Западного сектора Арктики на участке Дудинка — Мурманск. Мониторинги поводились в ходе двух рейсов в начале июля и в начале сентября 2022 года.

Весь маршрут был разбит на три сегмента: река Енисей и Енисейский залив, Карское и Баренцево моря, которые отличались как географически, так и экологически. В экспедиции участвовали два сотрудника ИСиЭЖ СО РАН: старший научный сотрудник кандидат биологических наук Игорь Иосифович Чупин и старший лаборант Евгений Николаевич Ходукин. Исследователи посменно вели наблюдения с ходового мостика однотипных грузовых судов. Работа происходила непрерывно: круглые сутки в течение полярного дня и в светлое время в осенний период. Наблюдатель не просто считал встреченных животных и фиксировал, к какому виду они относятся, но и пытался определить их возраст и пол, описывал поведение. Все эти данные с привязкой ко времени и к координатам заносили в специальный протокол в журнале наблюдений. Там же фиксировались данные о состоянии параметров окружающей среды.

За два этапа исследований (летний и осенний) суда прошли по Северному морскому пути около четырёх тысяч километров, а суммарное время наблюдений составило почти 200 часов. Экспедиции встретились 34 вида птиц из пяти отрядов (гагарообразные, трубконосые, пеликанообразные, гусеобразные, ржанкообразные) и пять видов морских млекопитающих: белуха, кольчатая нерпа, северный малый полосатик, обыкновенная морская свинья и горбач.

Вид с грузового судно в Карском море

Особое внимание учёные обращали на индикаторные виды — те, которые быстрее или острее других реагируют на изменения окружающей среды и по поведению которых можно судить об актуальном состоянии экосистемы. Согласно распоряжению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 25-р «Об утверждении перечня видов флоры и фауны, являющихся индикаторами устойчивого состояния морских экосистем Арктической зоны Российской Федерации» от 22.09.2015, в этот список вошли белощёкая казарка, обыкновенная гага, гага-гребенушка, белая чайка, бургомистр, морская чайка, моевка, тонкоклювая и толстоклювая кайры, чистик, белый медведь, морж, кольчатая нерпа, белуха и гренландский кит.

«Исходя из имеющихся на сегодняшний день сведений о численности, биологии, пространственно-временном распределении этих видов и принимая во внимание возможности объективного контроля за этими показателями в районе акватории СМП (Дудинка — Мурманск), среди птиц наиболее подходящими в качестве видов-индикаторов выступает бургомистр. Отдельно для Баренцева моря это толстоклювая кайра, моевка и морская чайка. Для района устья Енисея и Енисейского залива — гага-гребенушка», — рассказывает Игорь Чупин.

Моевки на надстройках судна

Кроме того, исследователи фиксировали, как птицы и животные реагируют на само судно: производимый им шум, световое воздействие, которое может временно ослеплять их и приводить к потере ориентации и столкновениям. Некоторых птиц, например крупных чаек (бургомистр, морская, серебристая и халей), судно, наоборот, привлекало, и они следовали за ним. Так, на мелководье Енисейского залива учёные наблюдали, как чайки преследуют суда: при движении по мелководью к поверхности воды увлекались придонные слои, а с ними и пищевые объекты, транспорт могли сопровождать до 80 птиц. 

Также движущееся судно вспугивало и глушило рыб, и птицы-ихтиофаги, приметив это, использовали его для визуализации добычи. Например, при входе через пролив Карские Ворота в Баренцево море 8 июля 2022 года на судно село до 80 моевок, а 8 и 9 июля их там насчитывалось уже более 350. Большую часть времени птицы сидели на надстройке судна, а не летали возле него. Таким образом большинство из них преодолели на судне более 1 000 км. Влияния шума водного транспорта на поведение морских птиц или их столкновений со светящимся судном в тёмное время суток исследователи не заметили.

В результате экспедиции авторы создали рекомендации по охране популяций морских птиц и млекопитающих для внедрения на судах. В частности, судам рекомендуется избегать мест скоплений тюленей на ледовых залежках, держаться на расстоянии более 500 метров, особенно в марте-апреле — времени размножения этих животных. Новорождённые тюленята могут попадать под судно (в период лактации они ещё не плавают под водой), а взрослые особи способны от испуга раньше времени уйти под воду, что может критически повысить затраты энергии и стать угрозой для выживания. Также важно сократить до минимально необходимого уровня освещение судов, которое привлекает птиц в ночное время. Освещение палубы при этом должно быть направлено внутрь и вниз. В то же время учёные подчёркивают, что эффективность этих мер нуждается в дополнительном исследовании.

Евгений Ходукин во время учётов

«Мониторинг нужно проводить регулярно в форме периодических, посезонных, оценок обилия животных в комплексе с наблюдениями прочих компонентов экосистемы этого района. В том числе для полноты картины необходимы дополнительные орнитологические и териологические наблюдения на трансектах Северного морского пути в зимний период», — отметил Игорь Чупин.

Исследование выполнено при частичной финансовой поддержке ПАО «ГМК „Норильский никель“», а  также Программы фундаментальных научных исследований государственной академии наук на 2021–2025 гг. (проект № FWGS 2021-0002).

Текст: Диана Хомякова.
Источник: «Наука в Сибири».

Новости Российской академии наук в Telegram →