Изготовлена первая партия наномодифицированной краски по технологии ученых ФИЦ КНЦ СО РАН
Изготовлена первая партия наномодифицированной краски по технологии ученых ФИЦ КНЦ СО РАН
Как сообщает пресс-служба КРИТБИ, ученые ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» совместно с компанией «Наносинтез» и ООО «Поливест-Железногорск» изготовили первую промышленную партию наномодифицированной порошковой краски «ЭКО ЛАЙН НАНО» в объеме 4 тонны.
Краска разработана по оригинальной технологии ученых ФИЦ КНЦ СО РАН. В ее состав входят нановолокна оксида алюминия. Такая добавка улучшает эксплуатационные свойства краски, в частности, делает покрытие в два раза прочнее, повышает эластичность и увеличивает коррозионную стойкость более чем на 40 %. В результате такие порошковые краски позволяют заменить импортные аналоги.
Покрывать такой краской можно любой проводящий материал, например, корпуса холодильников и многих других приборов. Антикоррозионные качества таких красок будут важны для корабельного такелажа, чтобы уберечь его от агрессивного воздействия солнца, воды и соли. С их помощью можно защищать от коррозионной нагрузки и другое оборудование, например, дорожные знаки и трансформаторные ящики, сервера и ретранслирующее оборудование.
Разработку и внедрение краски в производство комментирует Михаил Симунин, кандидат технических наук ведущий инженер отдела молекулярной электроники ФИЦ КНЦ СО РАН: «Мы, наконец, запустили производство нанокомпозитной краски в промышленном масштабе. Есть интересное стечение обстоятельств: ровно четыре года назад мы закончили разработку технологии производства нановолокон оксида алюминия, которая отличается повышенной воспроизводимостью и сниженной себестоимостью синтеза. И вот, спустя четыре года, примерно в тот же день мы осуществили сбыт первой крупной партии нашего первого рыночного продукта на основе нановолокон.
Все это время мы изучали свойства нановолокон и способы их введения в другие материалы на базе ФИЦ КНЦ СО РАН. В лаборатории разрабатывали методы обработки поверхности нановолокон, чтобы их встроить в полимер и химически связать с макромолекулами. Осваивать методы добавления в полимеры нам помогали наши промышленные партнёры. Например, генеральный директор производства вентилируемых фасадов в Красноярске, будучи энтузиастом своего дела, заинтересовался нашими материалами и предложил добавить их в полимерный материал его композитных панелей. Для этого использовался известный промышленный метод экструдирования. Результат работы показал рост прочности на разрыв полимера почти в три раза. Однако яркого изменения потребительских свойств композитных панелей это не дало, поскольку для этого важен другой вид прочности – прочность на изгиб. Мы поняли две главные вещи: метод экструдирования нам подходит и то, что нановолокона оксида алюминия увеличивают энергию когезии полимера, иначе говоря, его становится труднее разорвать.
Рядом с Красноярском, в городе Железногорске, есть производство порошковой краски и его генеральный директор заинтересовался нашей добавкой, поскольку именно для покрытий такие свойства, как адгезия и когезия, играют важную роль в потребительских характеристиках. Причем на производстве осваивались новые экологичные покрытия, сшиваемые аминовыми отвердителями. Прочность таких покрытий оценивается бросанием бойка весом 1 кг с заданной высоты. Без добавки покрытие разрушается при ударе бойка с высоты 50 см, а с добавкой не разрушается при ударе с высоты 60 см. На приборе 60 см – это максимум шкалы. Поэтому запас прочности модифицированного нашими нановолокнами покрытия оставался для нас тайной. Также мы показали повышение коррозионной стойкости покрытия и поняли перспективу нашей нанокомпозитной краски. Получалось, что коррозионная стойкость возросла с 5 до 8–12 лет! Для рынка этого оказалось достаточно.
Перед изготовлением своей продукции мы купили новый прибор измерения прочности со шкалой до 100 см, чтобы верно оценить рост прочности покрытия, но и здесь нас ждал сюрприз – покрытие выдержало удар бойка с высоты 100 см. Таким образом, даже расширенной шкалы прибора для оценки прочности нам тоже не хватило. Зато теперь мы можем говорить о повышении прочности не на 20–25 %, а вдвое.
Выпущенная промышленная партия краски пойдёт для покрытия профилей в градирне, где влажная и агрессивная среда. Там мы рассчитываем на долгую службу покрытия и обратную связь от заказчика по результатам эксплуатации в реальных условиях».
Источник: ФИЦ КНЦ СО РАН.