Износостойкое покрытие для деталей машин и механизмов разработали нижегородские ученые
Износостойкое покрытие для деталей машин и механизмов разработали нижегородские ученые
В Институте проблем машиностроения – филиале Федерального исследовательского центра «Институт прикладной физики Российской академии наук» – впервые разработана инновационная технология вакуумного ионно-плазменного напыления применительно к малоразмерным и тонкостенным трущимся механизмам, состоящим из двух деталей, так называемой, плунжерной пары: плунжера (поршня) и корпуса. Уникальная технология напыления осуществляется без нагрева основного материала.
Созданное нижегородцами покрытие толщиной около 4,5 мкм отличается от зарубежных аналогов особой столбчатой структурой и повышенной микротвердостью. Данное покрытие способствует снижению коэффициента трения (примерно в 1,5 раза) и увеличению коррозионной стойкости стальной рабочей поверхности. Применение покрытия предотвращает слипание контактирующих деталей, обеспечивает эффективное повышение износостойкости (в 4 раза) и увеличивает ресурс пары трения.
Разработанное покрытие, нанесенное на опытную партию деталей, успешно прошло стадию стендовых испытаний на Павловском машиностроительном заводе «Восход» (г. Павлово, Нижегородская область). Апробация покрытия проводилась на деталях плунжерной пары масляного насоса летательных аппаратов в условиях натурной эксплуатации, и показала отличные результаты. После стендовых испытаний плунжерная пара с таким покрытием сохранила свою целостность, структуру и эксплуатационные свойства.
Источник: пресс-служба ИПФ РАН.
Авторы: Тарасенко Ю.П., Кривина Л.А., Царева И.Н., Бердник О.Б.