Изучение астрофизических процессов методом супероператоров
Изучение астрофизических процессов методом супероператоров
Группа учёных-теоретиков ОИЯИ применили новый подход к изучению свойств нагретых систем, то есть систем, где энергия возбуждения равномерно распределена по многим степеням свободы. На основе метода супероператоров учеными сформулирован статистический подход к расчёту сечений и скоростей полулептонных слабых реакций с нагретыми ядрами в плотной и горячей плазме звезды. Такие реакции играют важную роль на поздней стадии эволюции массивных звёзд, а их скорости и сечения используются в качестве входных ядерных данных при компьютерном моделировании коллапсирующих сверхновых. Цикл из 15 статей на эту тему был удостоен второй Премии ОИЯИ в категории научно-исследовательских теоретических работ в 2022 году.
Интерес к сверхновым связан с ключевой ролью, которую они играют в нашем понимании многих космических явлений. Именно взрывы сверхновых определяют химическую эволюции Вселенной, поскольку благодаря им в окружающее пространство выбрасываются тяжёлые элементы, синтезированные в звезде. Ударные волны от взрыва создают уплотнения в межзвёздном газе, в которых затем зарождаются новые звёзды и планеты. Со сверхновыми тесно связаны такие вопросы, как образование нейтронных звезд и чёрных дыр, синтез сверхтяжёлых элементов, происхождение космических лучей, природа космических гамма-всплесков и многое другое.
На сегодняшний день отсутствует общепринятая надежная теория, которая способна количественно описать механизм взрыва коллапсирующей сверхновой. При этом результаты компьютерного моделирования различных механизмов взрыва во многом зависят от используемых ядерных данных по сечениям и скоростям лептонных процессов с нагретыми ядрами.
Базы данных по скоростям и сечениям полулептонных ядерных реакций (захват ядром электронов и нейтрино, рассеяние нейтрино и т.д.), используемые в современных моделях коллапсирующих сверхновых, получены либо на основе крупномасштабных оболочечных расчётов (для ядер группы железа), либо при помощи так называемой «гибридной модели» — для более тяжёлых нейтронно-избыточных ядер. Для того чтобы обойти проблему быстрого роста конфигурационного пространства с увеличением числа нуклонов в ядре и/или его энергии возбуждении, в этих расчетах используются различные приближения: например, гипотеза Бринка – Акселя или «метод обратных резонансов». Однако эти предположения делают расчёты термодинамически непоследовательными, нарушая, например, принцип детального баланса, который связывает вероятности возбуждения и девозбуждения нагретого ядра в реакции с лептоном. Развиваемый учеными ОИЯИ метод супероператоров позволяет существенно повысить точность расчёта этих величин и тем самым способствует пониманию механизма взрыва.
Метод супероператоров – это математический метод, позволяющий рассматривать оператор матрицы плотности, который описывает смешанное состояние нагретого ядра, как чистое состояние (вектор) в так называемом пространстве Лиувилля, то есть в пространстве операторов, действующих в исходном гильбертовом пространстве. Операторы, действующие в пространстве Лиувилля, носят название супероператоров. Благодаря переходу в пространство Лиувилля и введению супероператоров становится возможным обобщение на случай нагретых ядер тех ядерных моделей, которые основаны на использовании концепции волновой функции.
«Метод супероператоров основан на статистическом подходе к ядерной задаче многих тел при отличной от нуля температуре. В рамках статистического подхода рассчитывается зависящая от температуры функция отклика ядра на возмущение, вызванное взаимодействием с лептоном, а затем через нее выражаются скорости и сечения лептонных реакций. Такой подход обладает тем достоинством, что не требует проведения расчетов в очень большом конфигурационном пространстве, а поэтому может быть применен при любой температуре и не имеет ограничений по массе ядер, – рассказывает начальник сектора структуры ядра научного отдела теории атомного ядра Лаборатории теоретической физики ОИЯИ, д.ф.-м.н. Алан Джиоев. – Кроме того, как было показано в наших исследованиях, метод супероператоров позволяет проводить расчёты без привлечения гипотезы Бринка – Акселя и без нарушения принципа детального баланса. Возможно также последовательное усложнение волновой функции нагретого ядра путем учета связи простых и сложных конфигураций. Для холодных ядер такой метод был развит в ЛТФ профессором В.Г. Соловьевым и его учениками в рамках квазичастично-фононной модели ядра. Нам удалось обобщить этот метод на случай нагретых ядер».
По словам учёного, первые расчёты скоростей и сечений лептонных реакций в веществе звезды были выполнены с эффективным ядерным гамильтонианом, параметры которого подбирались индивидуально для каждого ядра. Но так как полные сечения и скорости лептонных процессов в веществе звезды складываются из индивидуальных вкладов от многих десятков и сотен нуклидов, в том числе удалённых от линии стабильности, то для проведения глобальных расчётов был разработан самосогласованный подход, основанный на скирмовском функционале плотности энергии. Проблема роста конфигурационного пространства при T≠0 решалась при помощи процедуры сепарабелизации остаточного взаимодействия.
«На сегодняшний день нами проведены расчёты сечений и скоростей лептонных процессов для нескольких репрезентативных ядер, которые доминируют в ядерном составе центральной части звезды на различных этапах коллапса. Это несколько изотопов железа и никеля, которые доминируют, когда начинается коллапс, а также ряд нейтронно-избыточных ядер с числом нейтронов близким к 50, которые доминируют на более поздней стадии коллапса. На примере этих ядер мы показали, что термодинамически последовательный учет тепловых эффектов приводит к более значительному увеличению сечений и скоростей реакций, чем предполагалось ранее. Но ядерный состав коллапсирующего кора звезды состоит из десятков и сотен различных нуклидов. Поэтому, чтобы использовать наш метод в компьютерных моделях коллапса звезды, необходимо провести расчёты для очень большего количества нуклидов и создать базы данных по скоростям и сечениям полулептонных процессов при различных параметрах среды, то есть при различных температурах и плотностях вещества звезды», – подчеркнул Алан Джиоев.
В результате исследований группой учёных было получены следующие основные результаты:
- Сформулирован новый способ определения фермионных супероператоров в пространстве Лиувилля. Как следствие этого определения доказана возможность использования метода уравнений движения для расчёта силовых функций и спектральных плотностей зарядово-обменных и зарядово-нейтральных операторов в нагретых ядрах.
- Для ядерных моделей с сепарабелизованным остаточным взаимодействием впервые получены уравнения теплоквазичастичного приближения случайных фаз (ТКПСФ), позволяющие термодинамически последовательно описывать процессы возбуждения и девозбуждения нагретых ядер. Разработан метод описания фрагментации силовой функции однофононных состояний в нагретых ядрах. Показано, что выполнение принципа детального баланса требует переопределения теплового фононного вакуума при учёте связи тепловых квазичастиц и тепловых фононов.
- На основе ТКПСФ, используя метод мультипольного разложения операторов слабого нуклонного тока Доннели – Валечки, разработан статистический подход для расчёта сечений и скоростей лептонных реакций с нагретыми ядрами в астрофизических условиях.
- Впервые в рамках единого подхода на примере ядер группы железа и нейтронно-избыточных ядер с числом нейтронов N ≈ 50, исследовано влияние температуры звёздного вещества на сечения и скорости различных лептонных реакций (e—-захват, ν-захват, рассеяние нейтрино и т.д.), играющих важную роль на поздних стадиях эволюции массивной звезды. При этом было показано:
- Рассчитаны спектры пар нейтрино-антинейтрино, испускаемых нагретыми ядрами, и проведена оценка скорости потерь энергии. Показано, что при температурах T=1-2 МэВ образуются в основном низкоэнергетические нейтрино εν<10 МэВ, что делает возможным так называемый эффект термостата — быстрое увеличение скорости потерь энергии звездой при повышении температуры.
a. отказ от использования гипотезы Бринка – Акселя в нагретых ядрах, равно как и последовательное выполнение принципа детального баланса заметно усиливают вклад термически возбужденных ядерных состояний в скорости и сечения лептонных процессов в сравнении с расчётами в рамках оболочечной модели; в частности, за счёт усиления роли экзоэнергетических процессов убыстряется температурный рост сечений при низких энергиях – это, в свою очередь, означает увеличение скорости нейтронизации вещества звезды и повышение его непрозрачности к нейтринному излучению;
b. вызванное ростом температуры ослабление парных нуклонных корреляций резко усиливает температурную зависимость энергии и силы разблокированных гамов-теллеровских p→n переходов в нейтронно-избыточных ядрах; показано, что именно тепловые эффекты – главный механизм разблокировки низкоэнергетических переходов; благодаря этому процесс захвата электронов нагретыми ядрами звездного вещества не останавливается на нейтронно-избыточных ядрах с N=50, что ставит под сомнение расчёты других авторов в рамках более простых подходов;
c. усиление вклада зарядово-нейтральных переходов с термически возбуждённых ядерных состояний расширяет энергетический спектр рассеивающихся в звездном веществе нейтрино в сравнении с результатами расчётов по модели оболочек.
Учёный также отметил, что метод супероператоров применим не только для описания свойств нагретых ядер, но и для описания произвольных равновесных и неравновесных статистических квантовых систем. «В частности, он применялся нами для описания транспорта электронов через открытые коррелированные квантовые системы. С этой целью при помощи метода супероператоров нам удалось ввести понятие неравновесных квазичастиц и с их помощью построить теорию возмущений для неравновесных стационарных состояний, а также аналоги метода взаимодействующих конфигураций и метода связанных кластеров», – рассказал Алан Джиоев.
Источник: ОИЯИ.