Кардиология, генетика, онкология – директор Томского НИМЦ РАН рассказал об импортозамещающих разработках центра
Кардиология, генетика, онкология – директор Томского НИМЦ РАН рассказал об импортозамещающих разработках центра
Доля медицинских изделий и приборов российского производства в общем объеме ежегодных потребностей Томского национального исследовательского медицинского центра РАН составляет лишь 25 %. При этом входящие в его структуру академические НИИ могут предложить индустриальным партнерам уже готовые к запуску в серийное производство перспективные разработки. О некоторых из них в ходе пресс-конференции в ТАСС 19 апреля рассказал директор Томского НИМЦ РАН, член-корреспондент РАН Вадим Степанов.
«Проблема импортозамещения для нас является одной из важнейших в текущей ситуации. Через наш Центр ежегодно проходят более 130 тысяч пациентов, при этом около 30 тысяч проходят через стационары. И вы прекрасно понимаете, какой объем медицинских изделий и лекарственных препаратов требуется для того, чтобы лечить пациентов <…>. Мы в состоянии наши разработки, внутри локализованные, внедрять в наши клиники и тем самым обеспечивать в определенной мере внутреннее замещение нашими исследованиями и разработками импортных решений или <тех>, которые мы можем заимствовать за рубежом. И, во-вторых, определенные наши разработки должны быть и могут быть востребованы производителями с тем, чтобы их тиражировать для российской медицины вообще».
Соответствующие работы ведутся по профилю всех входящих в структуру Томского НИМЦ научно-исследовательских институтов — это кардиология, онкология, фармакология, генетика. На базе одного лишь НИИ кардиологии, через клиники которого проходит основной объем пациентов, сейчас идет работа над примерно десятком различных отечественных технологий, которые могут заместить зарубежные аналоги. В качестве примера Вадим Степанов привел систему инвазивного электроанатомического картирования сердца в комплексе с неинвазивным электроанатомическим картированием — совместную разработку института с промышленным партнером.
«Этот программно-аппаратный комплекс позволяет точно локализовать нарушения ритма сердца и проводить прицельное, точечное лечение нарушений ритма. Есть зарубежные аналоги, американские, в комплексе соответствующего типа. Наш комплекс существенно дешевле и позволяет эффективно эту проблему решать. Сейчас у нас есть промышленный партнер, это компания «ЛОРГЕ Медикал», и мы имеем прототип этого прибора. И если выходить дальше на серийное производство, то мы можем существенную долю рынка, наверное, в этой технологии заместить».
Есть и принципиально новые решения, не имеющие импортных аналогов. Это, например, операционный катетер, который предназначен для эффективной экстракции тромба из коронарной артерии при коронарном атеросклерозе. «Катетер вводится через сосуды и проникает в место, где расположен тромб, происходит всасывание тромба и затем катетер вместе с тромбом извлекается обратно».
По словам Вадима Степанова, в области генетики снизить зависимость от зарубежных производителей поможет технология, применяемая в диагностике хромосомных нарушений — сравнительная геномная гибридизация.
«На каждую хромосому человека мы делаем зонд, эти зонды помещаем на биочип, на платформу и тем самым, беря биологический образец от пациента, можем поставить ему диагноз при наличии подозрений на хромосомные нарушения. Такие, как, например, синдром Дауна или синдром Патау, ну, и гораздо более мелкие нарушения выявить», — пояснил директор Томского НИМЦ.
Один из аспектов использования этой разработки — это технология ЭКО, когда необходимо пересадить заведомо здоровый эмбрион и гарантировать рождение здорового ребенка. Сейчас фактически 100 % производства биочипов для диагностики хромосомных нарушений обеспечивают американские компании Illumina и Affymetrix. Томские ученые работают над отечественным аналогом — технологии пока не тиражируемы, но по словам Вадима Степанова, на базе Томского НИМЦ над этим можно работать. В качестве перспективной для импортозамещения ниши он также выделил технологии высокопроизводительного секвенирования.
«Cейчас группа наших молодых ученых работает над тем, чтобы создать библиотеки, средства для создания библиотек для массового параллельного секвенирования, которые применяются в том числе при диагностике наследственных заболеваний и, например, при персонализированной терапии ряда болезней, например, в области злокачественных новообразований».
В ходе пресс-конференции с сообщением о перспективных разработках в области онкологии также выступил директор Научно-исследовательского института онкологии Томского НИМЦ, академик РАН Евгений Чойнзонов.