Академия

Космос и лунно-планетные исследования в ГЕОХИ РАН

Интервью с д.г.-м.н., г.н.с. Александром Тихоновичем Базилевским ко Дню космонавтики.

Почему и для чего ученые изучают Луну и космос вообще? Как они изучают что-то, что находится настолько далеко от них?

Ученые изучают Луну и космос вообще потому, что человек существо любознательное и хочет знать, что находится (происходит) не только рядом с ним, но и на некотором отдалении. А уж начав изучать Луну, Венеру Марс и далее, мы узнаём полезную или предупреждающую нас конкретику. Так, уже на ранних этапах изучения Луны, мы узнали, что на ней, а значит, и на близко расположенной к ней Земле была интенсивная метеоритная бомбардировка. А это затрагивает проблему происхождения и существования жизни на Земле.

Мозаика снимков, полученных камерой WAC на обратную сторону Луны. Видно, что поверхность покрыта многочисленными ударными кратерами диаметром в десятки и сотни километров. Большая их часть была образована примерно 4 млрд лет назад, когда на Луне, Земле и в целом в Солнечной системе была интенсивная метеоритная бомбардировка.

Изучая Венеру, мы узнали, что на этой планете жуткая жара и очень плотная атмосфера. И это сигнал нам, чтобы не заигрались со сжиганием угля и нефти и не скатились в необратимое потепление. Изучая Марс, мы узнали, что миллиарды лет назад, на нем была более плотная атмосфера, жидкая вода на поверхности и, может быть, даже примитивная жизнь. И это тоже предупреждение: надо понять, почему на этой планете все так изменилось в худшую (с нашей точки зрения) сторону, чтобы не натворить чего-то плохого со своей планетой.

То, что далеко от нас, мы изучаем, с помощью телескопов, радиотелескопов и измерений других излучений. А туда, что поближе, посылаем космические аппараты, которые показывают нам, что есть и что происходит на Луне, Венере, Марсе, Меркурии, астероидах и спутниках планет-гигантов. И космические аппараты уже привели нам для изучения в земных лабораториях образцы вещества Луны и астероида Рюгу. А через несколько лет мы (люди Земли) надеемся привезти образцы и с Марса.

Расскажите об основных научных исследованиях, которые сейчас идут в ГЕОХИ РАН по теме космоса.

Три главных научных направлениях по теме космоса в ГЕОХИ РАН это:

1) Изучение минерального, химического и изотопного состава внеземного вещества – образцов, доставленных нашими Лунами (имеются ввиду советские автоматические лунные станции «Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24»), американскими Аполлонами и (начинаем) китайским Чанъэ-5, а также метеоритов, среди которых есть образцы, прилетевшие с Луны и Марса. Узнаём, как образовались изучаемые образцы: магматические процессы, метеоритные удары, разнообразные виды выветривания.

2) Изучение морфологии, геологии и состава поверхности твёрдых тел Солнечной системы по результатам дистанционных измерений (фотографии, спектры излучения -поглощения). Узнаём, какие геологические процессы происходят и происходили на данном теле. И примыкающее направление – выбор и характеристика мест посадки космических аппаратов на Луне и Венере.

Центральная часть ТВ панорамы, полученной Венерой 13. Видны выходы тонкослоистых пород, частично перекрытых рыхлым тонкозернистым грунтом. От посадочного кольца аппарата отходит механическая «рука», на конце которой прибор для определения прочности материала поверхности. Деталь на поверхности перед посадочным кольцом – крышка иллюминатора телекамеры. Первичное изображение было дополнительно обработано американским ученым Доном Митчеллом.

3) Разработка термодинамических и иных моделей процессов в атмосфере и в коре планет и спутников. Это направление поддерживает разработки первых двух направлений.

Существуют ли какие-то научные тренды в изучениях космоса на данный момент?

Тренды, конечно, есть. Например, сейчас популярно возвращение интереса к изучению Луны и Марса. Здесь вмешивается политика. Увеличивается количество и сложность космических аппаратов, посылаемых Китаем для изучения Луны и Марса. Китай демонстрирует свои технологические возможности. И вот американцы и мы работаем над космическими аппаратами для посадки в районе южного полюса Луны, а американцы собираются доставить на Землю уже собранные марсоходом образцы с Марса. Напоминает советско-американскую гонку в изучении Луны в 60-70-х годах прошлого века.

Возможно ли по метеоритам, образцам лунных пород или каким-то другим материалам определить, существует ли жизнь вне Земли? Человек когда-нибудь сможет получить ответ на этот вопрос?

На Луне лунная жизнь не существует и не существовала. На Марсе в ранний период его истории могла существовать, а потом или полностью прекратиться или сохраняться под поверхностью, там, где есть жидкая вода, например, в вулканических районах.

Ныне сухая эрозионная Долина Нанеди на поверхности Марса свидетель того, что когда-то на поверхности Марса была жидкая вода. Изображение (72 х 106 км) получено камерой HRSC на КА Mars Express Европейского космического агентства.

В образцах марсианских пород, конечно, следует искать следы жизни, а в отношении привозимых с Марса образцов следует соблюдать так называемый планетный карантин. Какие могут быть признаки жизни в марсианском веществе? Морфологические – что-то похожее на наши споры и бактерии. Но не исключено, что марсианские существа выглядели совсем по-другому, и потому неузнаваемы или трудно узнаваемы. И химические признаки – какие-то сложные органические (в химическом смысле) соединения. Но здесь тоже трудно ожидать однозначного ответа. Можно ожидать появления примитивной жизни под поверхностью там, где есть жидкая вода, на некоторых спутниках планет-гигантов, например, спутнике Юпитера Европе или спутнике Сатурна Энцеладе.

Гейзеры водяного пара, извергающиеся из разломов на спутнике Сатурна Энцеладе. Недра этого ледяного спутника разогреваются приливными возмущениями со стороны Сатурна. Там существует жидкая вода и, в принципе, может быть примитивная жизнь. Мозаика снимков, поученных КА Cassini, NASA.

О жизни на планетных системах около других звезд можно догадываться, но получить доказательства ее существования пока вряд ли возможно.

Источник: ГЕОХИ РАН.

Новости Российской академии наук в Telegram →