Микроповреждения рассказали, какие острия служили древним жителям Северного Кавказа наконечниками для стрел, а какие – лезвиями ножей
Микроповреждения рассказали, какие острия служили древним жителям Северного Кавказа наконечниками для стрел, а какие – лезвиями ножей
Анализ микроповреждений на поверхности каменных орудий из пещер Северного Кавказа помог узнать, как древние жители этих мест использовали каменные острия разных типов. Лезвия вставлялись в деревянную или костяную основу и служили наконечниками для метательного оружия или ножами и проколками для обработки мяса, шкур или кожи. Составные орудия помогли древним охотникам увеличить объем добычи и позволили перемещаться на значительные расстояния, поскольку требовали меньшего количества каменного сырья. Результаты исследований, поддержанных грантами Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Quartar.
Древние жители Северного Кавказа значительно улучшили характеристики орудий 17–10 тысяч лет назад. В конце эпохи палеолита, после максимума последнего оледенения, охотники активно использовали сложное составное оружие: луки со стрелами и дротики. При раскопках ученые находят микролиты – каменные острия длиной 3–5 см и шириной от 2 до 9 мм, которые вставлялись в деревянную, реже костяную основу. Для определения типов и назначения таких лезвий исследователи традиционно изучают их форму и особенности оформления. Большинство образцов долгое время считались наконечниками или боковыми вставками метательного оружия. Но, поскольку деревянные основы и рукояти не сохранились, подтвердить эту версию было сложно.
Чтобы установить, как древние жители Северного Кавказа использовали микролиты, группа ученых из Автономной некоммерческой организации «Лаборатория доистории» (Санкт-Петербург), Ростовского областного краеведческого музея (Ростов-на-Дону) и Лаборатории экспериментально-трасологических исследований Института истории материальной культуры Российской академии наук (Санкт-Петербург) применила трасологический анализ. Метод основан на изучении микроскопических повреждений острий и лезвий и позволяет узнать, с каким материалом контактировало орудие, какой силы было воздействие и какие операции выполнялись – резание, скобление, прокалывание или другие. Ученые исследовали 73 образца разных форм из Мезмайской пещеры в Краснодарском крае и навесов Сосруко и Псытуаже в Кабардино-Балкарии.
Разделив острия на типы по их строению, авторы с помощью микроскопа изучили микроповреждения на поверхности. Анализ показал, что большинство образцов различных форм, в том числе симметричные и с боковой выемкой, действительно использовались в качестве наконечников для стрел. Ученые обнаружили на их кончиках характерные сломы, оставшиеся после сильных ударов. А острия граветт – узкие лезвия с притупленными краями – применялись не только как наконечники, но и для прокалывания шкур при изготовлении одежды и предметов быта, а также как ножи для мяса. В отличие от наконечника, нож имеет кончик без повреждений и микротрещин. Такие инструменты отличаются частичной полировкой поверхности и микроскопическими сколами на острие. Для шил характерны сглаженные кончики и боковые выступы, которые получаются при частом прокалывании мягких абразивных материалов, таких как шкуры и мясо. Также в навесах Сосруко и Псытуаже обнаружили три образца, которые первоначально служили наконечниками дротиков, а после использовались повторно в качестве ножа для мяса и как проколки. При этом исследователи нашли подтверждения, что некоторые лезвия служили боковыми вставками в составных метательных орудиях, таких как дротики.
Все микролиты вставлялись преимущественно в деревянные рукояти, которые не сохранились до наших дней. На многих образцах остались следы крепления к деревянным основам. А в Мезмайской пещере и навесе Сосруко были обнаружены костяные острия с прорезанными пазами, в которых с помощью клеящих веществ древние люди закрепляли каменные вставки. Среди находок также оказался костяной нож с остатками каменных деталей.
Ученые выделили множество характеристик, а также их совокупностей, которые позволили определить область применения микролитов из пещер Северного Кавказа. Данные, полученные российскими археологами, совпали с результатами аналогичных исследований в Европе и на Ближнем Востоке. Это может быть связано как с миграциями древних охотников-собирателей, так и с тем, что уже в ту эпоху существовали активные контакты между популяциями, что подтверждается археологическими свидетельствами.
«Составные орудия позволили стать мобильнее: такая конструкция требовала меньшего количества сырья, и люди меньше зависели от его источников, а поломанные части таких изделий можно было легко заменить. Кроме того, лук и дротики позволили древним охотникам увеличить дальнобойность и, как следствие, объем добычи. Это помогало прокормить большее количество людей и приводило к увеличению популяции», – рассказывает руководитель одного из проектов, поддержанных РНФ, Любовь Голованова, доктор исторических наук, главный научный сотрудник АНО «Лаборатория доистории».
Источник: пресс-служба РНФ.