Новый минерал рубинит — тугоплавкий гранат, образованный в протосолнечной туманности

В лаборатории метеоритики и космохимии Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН совместно с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова и группой зарубежных учёных, обнаружили и изучили новый минерал — рубинит, найденный в метеоритах — углистых хондритах CV3 типа: Allende, Ефремовка и Vigarano.

Рубинит представляет собой гранат с преобладанием в составе ;Ti3+ и принадлежит к группе минералов, образованных в первичной солнечной туманности. Результаты опубликованы в журнале American Mineralogist.

Изучение минералов, возникших в первичных процессах образования Солнечной системы, имеет важное значение в минералогии и космохимии. Минерал назван в честь Алана Э. Рубина (род. 1953), космохимика Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), США, за его большой вклад в исследования космохимии и минералогии метеоритов.

Минерал рубинит микронного размера, имеет структуру граната и формулу Ca3Ti3+2Si3O12.

Изображение в обратно-рассеянных электронах минерала рубинит (rubinite)

Рубинит был найден в пяти тугоплавких включениях, богатых Ca, Al (CAIs) из углистых хондритов CV3 типа Allende, Ефремовка и Vigarano. Рубинит присутствует во всех включениях, в участках бедных шпинелью, но в одном включении контактирует со шпинелью.

Средний химический состав рубинита (в массовых процентах): CaO 32,68, Ti2O3 14,79, TiO2 13.06, SiO2 28,37, Al2O3 3,82, Sc2O3 1,80, Na2O 1,01, ZrO2 0,80, MgO 0,79, V2O3 0,61, FeO 0,53, Y2O3 0,07, Cr2O3 0,05.

Результаты изучения изотопного состава кислорода показали, что во включениях ме- теорита Ефремовка шпинель богата 16О (D17О ~ ‒24 ‰); рубинит и перовскит имеют ограниченные диапазоны D17О (от ‒24 до ‒20 ‰); наиболее обеднёнными 16О минералами являются мелилит и гроссманит (диапазон D17О от ~ ‒10 до ‒4 ‰ и от ‒8 до ‒5 ‰, соответственно). Во включениях метеорита Allende шпинель и гибонит богаты 16О (D17О  ~ ‒24 ‰); мелилит, рубинит и перовскит имеют более значительные диапазоны D17О (от ‒ 23 до ‒3 ‰, от ‒21 до ‒6 ‰ и от ‒14 до ‒2 ‰, соответственно); гроссманит стабильно обеднён 16О (D17О  ~ ‒3 ‰).

«Рубинит образовался в солнечной туманности в восстановительных процессах в результате конденсации газа солнечного состава. Впоследствии большинство зёрен рубинита, возможно, подверглись изотопному обмену кислорода с обеднённой 16О (D17О ~ ‒ 2‰) водной жидкостью на родительском астероиде CV хондритов в различной степени. Однако, нельзя также исключить кристаллизацию из богатого Ca,Al,Ti расплава вещества-предшественника, богатого Ca, Ti и Si, в котором произошёл изотопный обмен кислорода с небулярным газом (с переменным значением ;D17О) или посткристаллизационный изотопный обменом с газом такого же состава», — прокомментировала ведущий научный сотрудник лаборатории метеоритики и космохимии ГЕОХИ РАН доктор геолого-минералогических наук Марина Иванова.

Источник: ГЕОХИ РАН.