Академия

Нужен ли Российской академии наук опять новый президент?

О том, нужен ли Российской академии наук опять новый президент, рассказали академики РАН Радий Илькаев, Сергей Лукьянов, Юрий Соломонов, Юрий Оганесян. (Оригинал статьи с подписями авторов смотри здесь.)

Можно не сомневаться: предстоящие в этом сентябре очередные выборы президента Российской Академии наук вызовут новый всплеск дискуссий и конечно нападок на академическую науку со стороны ее недоброжелателей, которые есть как в околонаучной среде, так и в других структурах. Те, кто постарше, наверное, помнят, что первая попытка ликвидации Академии наук была предпринята еще Н.С. Хрущевым. Переубедить Никиту Сергеевича смогли выдающиеся академики: М.В. Келдыш, И.В. Курчатов, С.П. Королев.

Превращение АН СССР в РАН, в 1991 гг. вызывало также нешуточные дебаты. Были «революционеры», призывавшие закрыть советскую Академию, начать с чистого листа – выбрать новых членов, лишить академического статуса всех членов АН СССР – оплот тоталитарного государства. Усилиями академиков Г.И. Марчука, Е.П. Велихова, Ю.А. Рыжова и Ю.С. Осипова разумный компромисс был найден: на выборах в Академию в 1991 г. были избраны 147 новых членов, но при этом сохранено членство в РАН для всех избранных ранее членов АН СССР. При этом РАН передавались все активы АН СССР. Два избранных в 1991 г. академика не имели звания член-корреспондента, членами Академии стали многие политические активисты, не имевшие отношения к науке (Б.А. Березовский, в частности).

Президентом РАН был избран академик Ю.С. Осипов, прекрасный специалист в решении прикладных математических задач. Он возглавлял РАН 22 года и делал все возможное, чтобы сохранить Академию. К сожалению, в это время по объективным причинам финансирование Академии неизменно сокращалось.

Говоря о причинах последующей реформы Академии, следует признать, что РАН не реагировала на многократные призывы власти самостоятельно реформироваться в соответствии с современными реалиями. Была занята заведомо проигрышная позиция «глухой обороны» в надежде, что давление каким-то образом спадет.

Недовольство власти работой Академии вылилось в реформу 2013 года. Дальнейшее существование РАН было оплачено утратой ею адекватных бюджетов и собственности. «Большую Академию», как всегда называли АН СССР, в 2013 году «разбавили» двумя «малыми» - Российской академией медицинских наук и Российской академией сельскохозяйственных наук, которых также лишили принадлежавшей им собственности и институтов. Разумность такого объединения все еще остается дискуссионной. Ведь существуют же в современной Франции, несопоставимой по масштабам и численности населения с Россией, целых пять академий - Французская Академия, Академия надписей и изящной словесности, Академия наук, Академия искусств, Академия моральных и политических наук.

К счастью, в тот острый момент академики В.Е. Фортов и Е.М. Примаков выдвинули концепцию «двух ключей», поддержанную Президентом Российской Федерации. Его суть - согласованное принятие управленческих решений совместно РАН и ФАНО. Это спасло Академию.

Сменившему академика Ю.С. Осипова на посту Президента РАН, выдающемуся физику академику В.Е. Фортову не удалось выстроить конструктивного диалога с властью.

Избранному в 2017 г. Президентом РАН академику А.М. Сергееву досталось тяжелое наследство: нисходящая траектория постсоветского развития Академии в течении 26 лет (1991-2017 гг.). РАН, превращенную в ФГБУ1, лишили руководства и бюджетирования институтов, поставленных под прямой контроль ФАНО/Минобрнауки. Парадоксально, но факт: ФГБУ «Российская Академия наук» по Федеральному закону № 253 2013 г. наукой заниматься не должна! «Мы не получаем из Минфина средств на науку, на научные исследования» - говорит президент РАН академик Александр Сергеев. «Мы получаем средства только на Государственное задание. В это Госзадание входит экспертиза, деятельность в области популяризации науки, международная деятельность».

С 2013 года ФАНО стало не только управлять изъятым у РАН имуществом, но и определять эффективность научной деятельности институтов по наукометрическим показателям, от которых стала зависеть заработная плата научных работников.

Так к чему же мы пришли в результате реформирования РАН в 2013 году?

По опросу, проведенному среди членов РАН осенью 2019 года, 64% опрошенных заявили, что положение в российской науке за шесть лет после проведенной реформы только ухудшилось. По данным РАН в период с 2012 г. до 2022 г. количество ученых, которые выехали из России, увеличилось в пять раз2. Отток из России ученых и особенно научной молодежи за рубеж продолжается.

Сегодня принципиальное значение для существования фундаментальной науки в России приобретают предстоящие выборы президента РАН.

Не секрет, что в академической среде есть как отдельные «якобинцы», безответственно призывающие к противоборству с властью (их абсолютное меньшинство), так и «соглашатели» (их куда больше), готовые поступиться традициями и будущим российской академической науки ради дальнейшего безмятежного (и, добавим, прежде всего, личного) существования. Если первые почему-то забывают, что РАН – это организация, финансируемая из госбюджета, а ее президент участвует в работе Правительства, то вторые, под предлогом «спасения» Академии, готовы проголосовать за того, кто, по их произвольным догадкам или под воздействием агрессивного PR, якобы желателен власти. Самое удивительное: для такого рода «соглашателей» воображаемый «административный ресурс» кандидата в президенты РАН может значить больше, чем его личные научные достижения и, тем более интересы науки.

Между тем, академической наукой в СССР/России всегда руководили по-настоящему крупные, всемирно известные ученые. Достаточно назвать лишь такие имена, как: А.П. Карпинский, С.И. Вавилов, А.Н. Несмеянов, М.В. Келдыш, А.П. Александров, Г.И. Марчук, Ю.С. Осипов, В.Е. Фортов. Эта традиция обязательно должна быть сохранена и продолжена.

В этом отношении академик Александр Михайлович Сергеев представляется оптимальной кандидатурой на переизбрание в должности президента РАН. Прежде всего, это крупнейший ученый, специалист в области лазерной физики, физики плазмы, биофотоники, нелинейной динамики оптических систем и высокочувствительных оптических измерений. Будучи видным деятелем естественной науки, он понимает растущее значение проблематики на стыках различных дисциплин и вникает в новейшие направления исследований в области обороны страны и безопасности государства, в области общественных наук, в социально-политических последствиях информационной революции и в других актуальных областях научно-технических прорывов.

Лауреат Государственной премии Российской Федерации и премии Правительства Российской Федерации академик А.М. Сергеев имеет огромное число цитирований своих научных работ. Под его руководством создан самый мощный в России лазерный комплекс. Российские лазерные технологи находятся на мировом уровне или его опережают, причем как в военном, так и гражданском применении.

Этого, к сожалению, не скажешь о некоторых других критических областях сквозных технологий. Об этом убедительно сказал 18 июля 2022 г. Президент нашей страны В.В. Путин... «пять из 13 направлений не реализуются…в том числе по проектам создания сетей пятого поколения, развитию производства оборудования для широкого внедрения «интернета вещей», а проект по развитию микроэлектронной отрасли пришлось полностью перезагружать в прошлом году». Горькая констатация.

Еще в начале 1990-х «турбо-либералы» договорились до того, что нам не нужны ни собственное авиастроение, ни машиностроение, ни промышленность в целом (кроме нефтегазодобывающей), ни даже сельское хозяйство. Мы, мол, все «купим у них». К чему это привело: Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко справедливо возмущалась тем, что мы перестали делать элементарные вещи - гвозди и лопаты...

Конечно же, речь не идет о смене курса к новой автаркии или отказу от участия в международном разделении труда, включая международное научно-техническое сотрудничество. Академик А.М. Сергеев – последовательный сторонник продолжения научного сотрудничества, ибо фундаментальная наука, по его убеждению, интернациональна по своей сути. «И если мы сейчас входим в сложную эпоху взаимодействия с зарубежными коллегами и организациями, то надо изо всех сил пытаться сохранить международные научные связи», - убежден президент РАН.

И нельзя упрекать фундаментальную науку в том, что она не дает сиюминутных результатов. И не наука виновна в том, что ее достижения с трудом внедряются. «Надо признать, - отметил недавно академик А. Сергеев, - мы и в прежние годы не очень-то умели превращать полученные наукой знания в технологии». Совершенно очевидно, что уничтожение отраслевой науки, успешно развивавшейся в СССР при промышленных министерствах и ведомствах, связано с событиями 90-х годов.

К чему это отступление? А к тому, что академик Александр Сергеев – это представитель именно фундаментальной российской науки, в полной мере осознающий ответственность РАН за развитие научно-технического, экономического и оборонного потенциала России. Он предельно четко определил цель - постепенно возвращать Академии наук тот функционал, который она должна выполнять. 2014 членов Академии наук и 714 профессоров РАН – это интеллект страны. И у этого интеллекта должно быть правильное приложение. «Наша задача заключается в том, чтобы и власть, и общество поняли в конце концов, что этот интеллект у нас пока используется не по-хозяйски. Об этом идет речь» – говорил
А.М. Сергеев.

Академик Сергеев — это не только ученый с мировым именем, обладающий ярко выраженным научным мировоззрением. Не только прекрасный организатор науки, но и порядочный, интеллигентный человек, не имеющий коммерческих или личных интересов за пределами науки. Он демократичен в общении, имеет четкую и честную гражданскую позицию, продиктованную его пониманием интересов общества и государства, ему чужды крайности. Последние пять лет, в течение которых Александр Сергеев возглавляет РАН, он продемонстрировал, что по своей квалификации, по опыту реализации крупных и значимых для страны научно-технических проектов он готов в качестве президента РАН возглавить выполнение сложных задач, стоящих перед Академией. Он показал, что умеет вести диалог с властью в интересах отечественной науки.

Под его руководством в 2019 и 2022 гг. выборы новых членов РАН впервые прошли беспрецедентно прозрачно, открыто, и, по-настоящему, академически требовательно к профессиональному и этическому уровню кандидатов.

Устав Российской Академии наук позволяет академику Александру Сергееву баллотироваться на второй пятилетний срок.

Отдельный вопрос – а что ждет саму Российскую Академию наук в преддверии ее 300-летнего юбилея (февраль 2024 года)?

Вернут ли ей государственный статус, сохранят ли в нынешнем формате, раздав академикам по случаю праздника наборы «пряников с конфетами», или пойдут по пути окончательного превращения Академии наук в «клуб интересных встреч», т.е. фактической ликвидации РАН, которая пока еще официально считается главным научным учреждением в России? Ответы на эти вопросы во многом будут определяться масштабом личности избранного Президента РАН.

Хотелось бы верить, что последнее детище Петра Великого, учредившего Российскую Академию наук за год до своей смерти, не будет уничтожено неблагодарными потомками.

  

Академик РАН, лауреат

Государственных премий                                                               Р.И. Илькаев

  

Академик РАН, лауреат

Государственной премии                                                               С.А. Лукьянов

 

Академик РАН, Герой Труда

Российской Федерации,

Лауреат Государственной премии                                                Ю.С. Соломонов

  

Академик РАН, лауреат

Государственных премий,

лауреат Международных премий                                                Ю.Ц. Оганесян




1Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская Академия наук».


2Антон Иванов. Реформы в науке. От выживания к разрушению // Аргументы Недели, № 6(801), 16-22 февраля 2022. С. 14.


Оригинал статьи с подписями авторов смотри здесь.