Академия

«Общее качество представленного прогноза необходимо рассматривать положительно», – директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв

«Общее качество представленного прогноза необходимо рассматривать положительно», – директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН, профессор РАН Александр Широв прокомментировал специально для телеграм-канала РАН предварительные итоги социально-экономического развития РФ за январь–июль 2022 г. и ожидаемые итоги социально-экономического развития Российской Федерации за 2022 год. 

«В рамках формирования Закона о федеральном бюджете на 2023 и плановый период 2024-2025 гг. Министерство экономического развития представило прогноз социально-экономического развития на этот период. В текущих условиях быстрого изменения внешней и внутренней конъюнктуры официальный взгляд на перспективы развития экономики представляет безусловный интерес.

По итогам 2022 г. ожидается снижение ВВП на 2,9%. Если вспомнить весну текущего года, то тогда оценки спада как у правительственных, так и у независимых экспертов составляли 8-10%. Отсюда можно сделать вывод о том, что как и в период спада экономики в 2020 г. устойчивость российской экономики к внешним шокам оказалась недооценённой. Важно эффективно использовать это положительное качество при проведении политики структурной перестройки экономики.

Базовый вариант прогноза социально-экономического развития МЭР на 2023-2025 гг. исходит из относительно благоприятных внешнеэкономических условий как в отношении цен на углеводороды, так и в отношении стабилизации и некоторого роста экспортных поставок в натуральном выражении. Ожидается, что на прогнозном периоде сохранится благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Цена на нефть Urals в ближайшие три года составит 75-78 долл./барр. Относительно благоприятные внешнеэкономические условия будут способствовать стабилизации курса рубля на уровне 68-72 руб./долл. и планомерному снижению инфляции до 4% уже в 2024 г.

По оценкам МЭР в 2022 г. ВВП сократится на 2,9%. Спад экономики продолжится и в 2023 г. и составит 0,8%, после чего в 2024-2025 гг. экономика будет расти с темпом в 2,6% в год. Сокращение ВВП в 2022-2023 гг. связано в основном со снижением физического объема экспорта начиная со второй половины 2022г. при быстром восстановлении импорта, а так же с нарушением производственных цепочек в результате санкционных ограничений на импорт.

Как отмечается в прогнозе МЭР, достижение темпов роста экономики в 2024-2025 г. в 2,6% в год станет возможным только при эффективной реализацией мер экономической политики, направленных на содействие адаптации экономики к новым условиям и ее структурной перестройке. Данные меры включают: увеличение расходов бюджета для поддержания внутреннего спроса; смягчение денежно-кредитной политики на периоде подстройки экономики к новым условиям, переориентацию экспортных поставок на другие рынки.

До конца остается неясной возможность и масштабы по переориентации поставок основных товаров российского экспорта с рынков недружественных стран в страны остального мира. Достаточно волатильными являются цены на энергоносители, а мировая экономика с высокой вероятностью может войти в рецессию уже в 2023-2024 гг. Также следует исходить из вероятности того, что недружественные страны могу усилить санкционное давление на российскую экономику (введение вторичных санкций, полное отключение финансовой системы от долларовых расчетов).

Что же касается внутренних условий развития, остаются по большому счету не известными сроки адаптации российского бизнеса к новым условиям. Высока неопределенность относительно возможностей и скорости снижения доли импорта в промежуточном потреблении и закупках оборудования.

Ввиду данных обстоятельств параметры базового сценария, на наш взгляд, пока выглядят излишне оптимистичными. Речь прежде всего идет о скорости восстановлении экспорта углеводородов и весьма позитивных гипотезах относительно масштабов сокращении добычи нефти и газа. Фактически заложенные гипотезы относительно динамика экспорта автоматически обеспечивают стабильность платежного баланса и курса рубля.

Вместе с тем, даже при заложенных сценарных параметрах внешних и внутренних условий, темпы экономического роста в 2024-2025 гг. представляются завышенными. Одним из факторов, который смог бы обеспечить рост экономики выше 1,5% (а это уровень экономической инерции) после 2023 г. является поддержание дефицита консолидированного бюджета на уровне не менее 3% ВВП, но как мы знаем в проект закона о федеральном бюджете заложены более скромные цифры. Недостаточными для предполагаемой структурной перестройки выглядит и прогнозный рост инвестиций.

Оценки инфляции на 2023-2025 гг., при заложенных показателях влияющих на динамику цен, выглядят завышенными. В частности, в сценарных условиях предполагается сохранение стабильного обменного курса и снижение мировых цен на нефть, а также достаточно динамичное восстановление импорта. Данные условия при сохранении низких параметров спроса будут выступать мощными дефляционными факторами, действие которых может привести к замедлению инфляции до темпов ниже целевого ориентира Банка России уже в 2023 г.

Тем не менее представленный документ представляет собой согласованный документ, позволяющий анализировать не только перспективы развития экономики, но и текущую оценку ситуации, но и направления дискуссии о направлениях экономической политики внутри правительства. В этом безусловная ценность представленного прогноза, общее качество которого необходимо рассматривать положительно
», – отметил Александр Широв.