Академия

Определены ключевые параметры материалов для извлечения гелия из природного газа

Определены ключевые параметры материалов для извлечения гелия из природного газа

Рубрика Исследования

Сотрудники ФИЦ «Институт катализа СО РАН» провели скрининг более 10 тыс. вариантов металл-органических координационных полимеров (МОКП), которые возможно использовать для извлечения гелия из природного газа. Они определили диапазон основных структурных параметров соединений, что поможет создавать более эффективные материалы.

Гелий широко используют в разных областях промышленности — авиа- и ракетостроении, электронной индустрии, производстве полупроводников и гелий-неоновых лазеров. Во время пандемии COVID-19 около 30% мирового потребления приходилось на применение в магнитно-резонансных томографах. На знакомое всем надувание воздушных шаров уходит до 10%.

Гелий — второй по распространённости газ во Вселенной после водорода, его массовая доля составляет 24–25%. Но концентрация его в атмосфере очень мала — не более 0,0005%. В промышленных объёмах гелий добывают из природного газа. Мировой объём производства в 2023 году составил 170 млн кубометров, из которых 8 млн приходится на Россию.

Чтобы получить чистый гелий из природного газа, используют криогенный, адсорбционный и мембранный методы газораспределения. При определённых условиях последние два метода более энергоэффективны, и эффективность эта зависит от материалов, которые используют в процессах газораспределения. Адсорбционный метод заключается в том, что через колонку с адсорбентом пропускают гелий-содержащую смесь, в ходе чего сорбент фильтрует примесные газовые компоненты, а на выходе получают чистый газ. При мембранном разделении используют два типа мембран: одна либо задерживает примеси (азот и метан) и пропускает только гелий, либо, наоборот, пропускает примеси, оставляя гелий на входе.

Перспективные материалы для получения гелия — металл-органические координационные полимеры (МОКП). Они представляют собой пористые материалы, состоящие из металлических кластеров, соединенных между собой органическими структурными единицами. Их комбинируют и получают разные кристаллические структуры, в пористом пространстве которых происходит газоразделение. Таких комбинаций — десятки миллионов. Учёные ИК СО РАН провели скрининг 10 тысяч вариантов соединений методом in silico с помощью моделирования, чтобы определить, какие параметры влияют на эффективность МОКП.

«По результатам скрининга нам удалось выделить шесть структурных дескрипторов, которые влияют на эффективность материала в процессе как адсорбционного, так и мембранного газоразделения гелий-содержащих смесей. Это лимитирующий размер пор, наибольший диаметр полости, доступная площадь поверхности, доступный объём пор, плотность и пористость. И если наша структура попадает в этот диапазон, то можно ожидать, что она будет крайне эффективна для выделения гелия», — рассказывает научный сотрудник Отдела материаловедения и функциональных материалов ФИЦ «ИК СО РАН» к.ф.-м.н. Иван Гренёв.

Исследователь отмечает интересный момент: согласно литературным данным, в мире ищут мембранные материалы, которые селективны, то есть избирательны, по гелию, но мало внимания уделяют обратному процессу — селективности по азоту и метану, когда мембрана пропускает их, задерживая нужный газ. Исследователи ИК СО РАН же показали, что МОКП материалы, которые одновременно селективны по метану и азоту, более перспективны, чем материалы, селективные только по гелию.

Результаты работы могут использоваться на практике для производства сорбентов и оптимизации условий работы установок разделения газов методом короткоцикловой адсорбции (КЦА) на таких российских предприятиях, как Амурский и Оренбургский ГПЗ.

Источник: ИК СО РАН.

Новости Российской академии наук в Telegram →