Получены новые данные о сравнительном развитии нервных систем двух видов моллюсков

Сотрудники Национального научного центра морской биологии им. А. В. Жирмунского ДВО РАН впервые сравнили развитие нервной системы двух видов двустворчатых моллюсков, Acila insignis и Spisula sachalinensis, с различными типами личинок.

Представители двустворчатых моллюсков интересны тем, что в их жизненном цикле присутствует метаморфоз между стадией личинки и взрослого организма, при этом разные группы двустворчатых моллюсков имеют свои особенности личиночного строения и развития. Исследование проведено в рамках работы по гранту Российского научного фонда 21-74-30004 «Разработка современных подходов к созданию технологий устойчивого культивирования и воспроизводства ценных морских гидробионтов» и опубликовано в журнале Scientific Reports.

Spisula sachalinensis (подкласс Autobranchia)

Исследователи получили новые данные о сравнительном развитии нервных систем двух видов моллюсков: ацилы заметной Acila insignis (подкласс Protobranchia) и спизулы сахалинской Spisula sachalinensis (подкласс Autobranchia). Эти моллюски отличаются филогенетически и имеют различные стратегии развития, имея в процессе жизненного цикла планктотрофные и лецитотрофные личинки.

Acila insignis (подкласс Protobranchia)

Учёные обнаружили значительные отличия в развитии нервной системы у двух исследованных видов. У спизулы сахалинской Spisula sachalinensis личинка развивается с планктотрофным велигером, способным к самостоятельному питанию и различным типам движения. У ацилы Acila insignis личинка перикалимма питается за счёт желтка и имеет более простую нервную систему. Различия в нейроморфологии связаны, вероятно, с образом жизни личинок: планктотрофные личинки более активны и сложнее организованы, чем лецитотрофные.

Стадии развития спизулы S. sachalinensis, световая микроскопия

Двустворчатые моллюски подкласса Protobranchia до настоящего времени изучены мало вследствие того, что большинство его представителей обитает на труднодоступных глубинах. В работе учёные описали развитие лецитотрофных личинок протобранх и, в контексте сравнения с планктотрофным типом личинок, выдвинули гипотезу о появлении различных типов развития в эволюционном пути среди моллюсков.

Стадии развития ацилии A. insignis, световая микроскопия

«Вопрос о том, какая из двух стадий развития, перикалимма или велигер, является более древней, до сих пор остается открытым. Многие учёные склоняются к мнению, что протобранхи обладают большим количеством плезиоморфных признаков, что делает их более древними. Однако, если рассмотреть ситуацию с другой стороны, то можно заметить, что у них также есть и более продвинутые признаки по сравнению с автобранхами. Эволюция всё же не стоит на месте», — пояснила младший научный сотрудник лаборатории биофизики клетки ННЦМБ ДВО РАН Виктория Никищенко.

Полученные данные помогают лучше понять происхождение, эволюцию и адаптацию нервной системы двустворчатых моллюсков к различным экологическим условиям и установлению плана строения древних видов, давших начало процветающего таксона — двустворчатые моллюски.

Источник: РНФ.