Предпосылки для нарастания водного кризиса в Центральной Азии
Предпосылки для нарастания водного кризиса в Центральной Азии
В Архангельске проходит Всероссийская конференция с международным участием «II Лавёровские чтения — Арктика: актуальные проблемы и вызовы», посвящённая памяти вице-президента РАН Николая Лавёрова. В числе докладчиков — учёные из ближнего зарубежья. Директор Института водных проблем и гидроэнергетики Национальной академии наук Кыргызской Республики Догдурбек Чонтоев представил доклад «Динамика деградации ледников Северного Тянь-Шаня».
Архангельская академическая наука генетически связана с Киргизией. Как отметил Догдурбек Чонтоев, вице-президент АН СССР и РАН, уроженец Архангельской области Николай Лавёров часто посещал Киргизию. Именно он открыл Институт сейсмологии республиканской Академии наук, директором которого стал чл.-корр. РАН Феликс Юдахин, после распада Советского Союза переехавший в Архангельск и возглавивший здесь структуру РАН — Институт экологических проблем Севера. Современные исследования деградации ледников киргизские учёные ведут при участии специалистов, представляющих лабораторию экологической радиологии Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики им/ академика Н.П. Лавёрова Уральского отделения РАН.
Одна из острых проблем Центральной Азии — дефицит воды. По словам учёного, Кыргызская Республика — единственная страна в регионе, водные ресурсы которой фактически полностью формируются на собственной территории. Основные источники — атмосферные осадки и горные ледники.
Суммарные запасы водных ресурсов Кыргызстана составляют около 486 км3, и формируются, главным образом, за счёт запасов ледниковых вод (417,54 км3). Запасы воды в киргизских озёрах (без озера Иссык-Куль) оцениваются примерно в 6,2 км3, подземные (эксплуатационные) воды – в 10,33 км3. С гор в долины стекает 51,9 км3 воды в год, из которых республикой используется менее четверти 13,48 км3. При этом большая часть речного стока Кыргызстана поступает на территории соседних государств.
«Если в советское время такие поставки воды соседям компенсировались через Москву энергоресурсами, сельхозтехникой, поставками зерна и другими ресурсами, то после 1991 года, в рыночных условиях, мы покупаем нефть, газ и другие ресурсы, а вода до сих пор вытекает бесплатно», — сообщил киргизский учёный.
По его словам, Узбекистан, получающий таким образом около 24 км3 воды, извлекает прибыль, оцениваемую приблизительно в 600–800 млн долларов.
По мнению Догдурбека Чонтоева, водный кризис в Центральной Азии будет нарастать. Эксперт обратил внимание, что Афганистан начинает строить канал длиной более 280 километров, через который будет осуществляться водозабор из Амударьи. По мнению учёного, если отбор воды Афганистаном достигнет 30 процентов, это усугубит проблемы Узбекистана и Туркменистана. Также прогнозируется серьёзный дефицит воды в Казахстане.
«Учитывая изменения климата, наши учёные сегодня говорят, что территории Центральной Азии уязвимы, особенно горные её части. Температура повышена где-то на 1 – 3 градуса. Хотя физики утверждают, что солнечное излучение было 100 лет назад такое же, как сегодня, температура всё равно повышается. С учётом изменения климата сегодня происходят как бы вторичные и третичные процессы, которые раньше были редкими. Например, ледники в горах Тянь-Шаня, по нашим данным, оттаяли на 18–25 процентов. Особенно интенсивно тают ледники на высотах ниже 4 000 м. В горах, ущельях появляются прорывоопасные мелкие озёра. Если озёра находятся вблизи населённых пунктов или промышленных объектов — это очень опасно. Участились случаи селевых явлений, оползневых процессов, которые необходимо изучать и постоянно мониторить», — заявил Догдурбек Чонтоев.
При сохраняющейся тенденции роста температуры к 2050 году оледенение на Тянь-Шане значительно сократится, особенно в западной его части (Ферганский, Кыргызский, Таласский хребты). К 2100 году оледенение сократится полностью. Однако вышеизложенный сценарий деградации современного оледенения не единственный. Регрессия оледенения может смениться трансгрессией, если рассматривать современный период не как окончание малой ледниковой эпохи, а как период потепления между ледниковыми осцилляциями этой эпохи.
По какому сценарию будет развиваться современное оледенение — покажет время и результаты мониторинга ледников Кыргызстана, проведение которого является очень важной и актуальной задачей, поскольку Кыргызстан является источником водоснабжения, своеобразной «водонапорной башней» для окружающих его государств: Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Китая.
Киргизские специалисты вместе с архангельскими коллегами оценивают процессы таяния ледников и погребённых льдов, их вклад в водный баланс речных бассейнов. Совместный проект позволит оценить влияние климатических изменений на водные ресурсы горных рек Центральной Азии, сравнить с аналогичными процессами, протекающими в Арктике.
Источник: ФИЦКИА УрО РАН.