Академия

Прошла девятая Летняя космическая школа

Рубрика Популярная наука

С 27 июля по 4 августа 2024 года при поддержке Госкорпорации «Роскосмос» в Институте космических исследований РАН состоялась девятая по счёту Летняя космическая школа, организованная АНО Центр инноваций РАДИАНТ. Темой этого года стала золотая лента Солнечной системы.

Летняя космическая школа — это просветительский проект для любителей космоса. Мероприятие проходит ежегодно в очном формате. Программа Школы состоит из лекций, секционных занятий, экскурсий, симуляции космической миссии и завершающей космической интеллектуальной игры. Вот уже третий год подряд школа проходит в Институте космических исследований РАН, и на этот раз она собрала 173 участника из 39 городов России.

В рамках школы прошло более 160 лекций от 98 экспертов, среди которых представители ведущих исследовательских институтов: ИКИ РАН, Института медико-биологических проблем РАН, Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН, Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН, Московского государственного университета геодезии и картографии, Всероссийского научно-исследовательского института радиоэлектроники, «Сколтеха», предприятий отрасли: РКК Энергия, АО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнёва», НПО Энергомаш, и частных космических компаний: «Бюро 1440», «СПУТНИКС», ГК «Геоскан», «Образование Будущего» и множества других.

Участники школы выбирали одну из восьми секций. Среди них:

  • Баллистика и орбитальная механика. Её участники познакомились с основами физики космического полёта, научились планировать и выполнять орбитальные маневры. На симуляции космического полета баллистики отвечали за планирование и оптимизацию траектории виртуального космического корабля в соответствии с требованиями, необходимыми для достижения всех научных целей. 
  • Ракетно-космическая техника. Тут участники собирали космические аппараты кубсат, изготавливали и проверяли работу нескольких видов стыковочных аппаратов с помощью 3D-печати, отрабатывали способы посадки космических аппаратов на различные небесные тела на симуляторе космического полёта. В симуляции научной экспедиции по Солнечной системе участники секции отвечали за пилотирование экспедиционного корабля и включенных в его состав посадочных аппаратов и роверов, а также за составление циклограмм научных экспериментов в части работы систем электропитания и автоматики.
  • Спутникостроение и космическая связь. На этой секции участники собрали модели спутника в формате кубсат и провели их испытания. Сделав своими руками несколько антенн разных типов, они протестировали работу наземной станции и провели серию сеансов связи с различными космическими аппаратами на прием и передачу. 
  • Планетные исследования. Участники секции учились определять спектральный состава атмосферы по спектральным изменениям и минеральный состав поверхности по данным гиперспектральной съёмки, проводили эксперименты с веществами-аналогами лунного и марсианского грунта, работали с тонкими срезами (шлифами) различных типов метеоритного вещества. В симуляции научной экспедиции участники этой секции отвечали за выбор целей для проведения экспериментов на каждом из этапов симуляции, за выработку требований к траектории космического корабля, составление циклограмм экспериментов в части, касающейся работы научной аппаратуры, сбор и анализ научных данных, полученных в ходе экспериментов с подходом виртуальной обсерватории.
  • Гелиофизика и межпланетная среда. Участники этой секции проводили наблюдения Солнца с помощью телескопа со специальными фильтрами, учились подсчитывать относительное число солнечных пятен, с помощью сервиса гражданской науки Zooniverse, учились классифицировать виды структур на снимках полярных сияний и работать с тонкими срезами метеоритного вещества.
  • Дистанционное зондирование. Здесь участники научились обрабатывать данные, полученные со спутников, и применять их для решения различных задач, связанных с изучением Солнечной системы и Земли. Освоили методы классификации поверхности, оценки плотности растительности, мониторинга загрязнения атмосферы, анализа изменений природных и антропогенных объектов. Также они поработали с различными инструментами и программными пакетами для обработки и анализа данных дистанционного зондирования. 
  • Космическая медицина и биология. Секция для тех, кто интересуется медицинскими аспектами космонавтики. Участники секции изучали методы психологической поддержки экипажа, влияние микрогравитации на организм человека, возможность выращивания растений в условиях космического корабля. Во время симуляции они проводили мониторинг психоэмоционального состояния экипажа и выполняли роль бортовых врачей.
  • Научная журналистика. Участники секции учились рассказывать о науке в различных форматах: в научно-популярных статьях, постах в блогах, подкастах и пр. В симуляции космического полёта они играли роль операторов связи между экипажем и Землёй, освещали ход миссии.

В экскурсионный день участники побывали в РКК «Энергия», Центре подготовки космонавтов, Центре космической связи Медвежьи озера, НПО «Энергомаш», НПО Машиностроения, ИМБП РАН, Московском авиационно-ремонтном заводе ДОСААФ в Балашихе, Центре имени Хруничева, НПО им. С.А. Лавочкина и в Центре авиации и космонавтики на ВДНХ.

Организаторы Летней космической школы — АНО Центр инноваций РАДИАНТ и Институт космических исследований РАН при поддержке Госкорпорации «Роскосмос».

Партнёры: НИИ Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, ИМБП РАН, СПбГУ, АНО «Роскосмос Медиа», ООО «СПУТНИКС», КосмоМерч, VR центр МГУ, Фонд «Эмпатия», Фонд «Траектория», издательство «Альпина нон-фикшн», издательство «Бомбора», издательство «Питер», ООО «Образование будущего», Pro Космос, Star Engine, Компания «Конгресс Плюс», «Лекториум» и многие другие.

Источник: ИКИ РАН.

Новости Российской академии наук в Telegram →