Академия

Путь науки к океанариуму

«…Океанариум был задуман директором Института биологии моря ДВО РАН, академиком РАН Владимиром Леонидовичем Касьяновым. В 2004 году эта идея была озвучена во время первого визита во Владивосток президента России В. В. Путина. Я потрясена гением предвидения Учёного, сумевшего заглянуть в будущее на два десятка лет вперёд, понять запрос и сформулировать, что будет востребовано мировым научным сообществом. Его идея – построить Океанариум, который будет заниматься наукой и образованием, сейчас стала преобладающим направлением. Даже те океанариумы, которые изначально создавались как коммерческие предприятия, с целью заработать на показе морских животных, стали заниматься просвещением и образованием. Ряд океанариумов Японии, США теперь являются научными центрами, в которых ведутся исследования на высоком уровне. Целесообразность этого решения очевидна: многие исследования теперь можно выполнять не в экспедиции, а в экспозиции. Но о том, что для многих стало очевидным сейчас, Владимир Леонидович рассказал президенту России почти двадцать лет тому назад. Важно и то, что результатом разговора стал Приморский океанариум! Эта идея воплощена в жизнь академиком РАН Андреем Владимировичем Адриановым, научным руководителем (Президентом) Национального научного центра морской биологии им. А. В. Жирмунского (ННЦМБ) ДВО РАН.

Океанариум демонстрирует посетителям как устроен Мировой океан, учёным – какой может быть исследовательская площадка, школьникам и студентам – как выглядит на практике то, что ты изучаешь в теории, – рассказывает Ольга Геннадьевна Шевченко, кандидат биологических наук, доцент, директор научно-образовательного комплекса «Приморский океанариум» – филиала Национального научного центра морской биологии ДВО РАН.

Ольга Геннадьевна Шевченко.

Ольга Геннадьевна, расскажите, как вы пришли в науку?

– В Институт биологии моря (ИБМ) ДВО РАН я пришла в 1995 году, выполняла дипломную работу по исследованию зоопланктона под руководством доктора биологических наук Владимира Григорьевича Чавтура. Окончила биологический факультет Дальневосточного государственного университета в 1997 году. Окончила аспирантуру под руководством кандидата биологических наук Татьяны Юрьевны Орловой и с тех пор занимаюсь изучением фитопланктона дальневосточных морей России.

В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности гидробиология, в 2015 году мне присвоено учёное звание доцент по той же специальности.

А чем интересен фитопланктон и почему – к Татьяне Юрьевне?

– Фитопланктон – одноклеточные водоросли, сообщество, с которого начинаются пищевые цепи в Мировом океане. Микроводоросли – источник кислорода, а некоторые из них – источник опасных токсинов для морских млекопитающих, человека.

Меня заинтересовало многообразие форм, важность планктона в жизни океана, но в первую очередь привлекла яркая личность человека и учёного – Татьяны Юрьевны Орловой. Все учёные с детства задают вопросы «почему?» и с увлечением ищут ответы на них. Татьяна Юрьевна не просто находит ответы на свои «почему», она всегда знает, что важно для мирового научного сообщества, какие ответы могут послужить решению насущных проблем. В том, что касается фитопланктона, морской биологии её ответы всегда конкретны, актуальны и востребованы. Татьяна Юрьевна – учёный с мировым именем, признанный научным сообществом специалист по микроводорослям, работавшая во многих странах. Не раз она успешно расследовала причины массовой гибели морских животных.

Под руководством Татьяны Юрьевны я защитила диссертацию, посвящённую изучению рода Хетоцерос (Chaetoceros) морских планктонных диатомовых водорослей – одного из самых разнообразных в видовом отношении. В лаборатории морской микробиоты я выросла до старшего научного сотрудника.

Перейдя на административную должность, вы завершили свою научную карьеру?

– Я продолжаю заниматься исследованиями. Теперь – в стенах Океанариума. Одно из крупных направлений научной деятельности в Океанариуме – это изучение микроводорослей. Теперь они – предмет не только фундаментальных исследований. Мы выращиваем их как живые корма для гидробионтов.

С 2012 года занимаемся мониторингом фитопланктона вокруг острова Русский, ведь рядом с Океанариумом, в бухте Парис, расположена База исследования морских млекопитающих, а на условия их содержания могут оказывать влияние «цветения» микроводорослей. Результаты мониторинга опубликованы в высокорейтинговых научных журналах, в том числе – международных.

Я руковожу диссертационными работами двух аспирантов: Марии Шульгиной и Кирилла Тевс. Анна Пономарёва, моя аспирантка, успешно защитилась несколько лет тому назад.

Как бы ни сложно и хлопотно было переносить науку из научно-исследовательского института в Океанариум, считаю это своим долгом.

Какие научные исследования вызывают наибольший интерес у посетителей Океанариума?

– У нас содержатся питомцы, к которым всегда очень высокий градус внимания – морские млекопитающие. Понятно почему, ведь млекопитающие ближе всех остальных животных к человеку. Они почти такие же, как и мы, но однажды в процессе эволюции вернулись в воду, в то время как наши предки остались на земле. Достоверно известно, что они создают семьи, но изучать их жизнь в естественной среде обитания сложно. Представьте, что с целью изучения морских млекопитающих вы отправились в экспедицию. Но никто не даст гарантии, что вы наверняка встретитесь с ними.

А мы дадим вам возможность поработать с животными. Разумеется, с некоторыми ограничениями. Приглашённые учёные могут использовать только неинвазивные методы, например, акустические. Записи голосов белух можно использовать при рыбном промысле, для предупреждения животных об опасности запутаться в сетях рыбаков. При этом отсутствуют риски распугать рыбный косяк, который собираются выловить рыбаки.

Зная результат клинического анализа крови человека, опытный терапевт может рассказать немало о состоянии здоровья пациента. А что по анализам можно сказать о морских млекопитающих?

– Клинический анализ крови морских млекопитающих самый доступный метод оценки состояния их здоровья. За параметрами крови наших питомцев постоянно ведётся диспансерное наблюдение. В настоящее время наработан определённый опыт по диагностике различных заболеваний по гематологическим показателям. Это особенно важно для выявления острых процессов, требующих немедленного реагирования.

Некоторые обнадёживающие результаты в клинической диагностике заболеваний морских млекопитающих уже получены, но для успешного завершения этой работы ещё много предстоит сделать.

Есть ли особенности содержания животных в Океанариуме?

– Наши животные содержатся в естественной морской воде, что отличает Приморский океанариум от большинства других, использующих искусственную морскую воду. Для животных это хорошо, а нашим инженерам значительно увеличивает объём работ по водоподготовке.

Задачи, которые здесь приходится решать, требуют от персонала обширных знаний и умений, высокой квалификации сотрудников, которых мы растим на рабочих местах, поскольку вузы таких специалистов не готовят. Поэтому без постоянной работы со студентами, с молодыми специалистами просто не обойтись. Студенты на нашей базе выполняют бакалаврские и магистерские выпускные квалификационные работы, аспиранты готовят диссертации к защите. В прошлом году у нас были защищены две кандидатские диссертации. Надеемся, что и в этом году успешно пройдут ещё две защиты.

А как вы управляетесь с самыми многочисленными обитателями Океанариума – с рыбами?

– В Океанариуме содержится 14 тысяч особей животных, из них большая часть – это рыбы. Работа с ними требует привлечения значительных ресурсов. Например, мы должны точно знать рационы рыб, их пищевые предпочтения, понимать, как следует их кормить. Понятно, что естественные корма мы не можем им предложить, поэтому стараемся обеспечить им сбалансированное питание приближенное к естественному.

У них действительно есть предпочтения?

– Конечно. Например, одни виды скатов с большим удовольствием едят гребешок, а другие, напротив, его игнорируют, но очень любят кальмара.

Мы работаем с большой выборкой видов рыб и не раз сталкивались с ситуацией, когда внутри одного рода рыбы разных видов могут демонстрировать совершенно разные пищевые предпочтения. На Дальнем Востоке не производят нужные корма, поэтому в рамках прикладных исследований мы сами разрабатываем сбалансированные рационы для рыб.

Как вам удаётся совмещать научные исследования с административной деятельностью? В редком академическом учреждении руководитель выполняет сравнимую по разнообразию и объёму работу. Как выдерживают хрупкие женские плечи?

– Плечи, соглашусь, хрупкие, но природа позаботилась о женщине, дав ей запас прочности больше, чем мужчине.

Конечно, в целом набирается очень большой объём работ. Но я понимаю, что если я, как руководитель, не буду уделять всем вопросам должного внимания, учреждение может утратить ряд важных перспектив, заложенных основателями Океанариума.

Так что пусть плечи хрупкие, но стержень прочный.

– Гораздо важнее – постоянная поддержка со стороны Национального научного центра морской биологии им. А. В. Жирмунского ДВО РАН, составной частью которого Приморский океанариум является.

Я пришла в Океанариум на должность учёного секретаря из Института биологии моря ДВО РАН. Основные познания о том, как устроена научная среда, как организована научная деятельность, сформировались у меня во время работы в ИБМ, вокруг которого впоследствии и сформировался ННЦМБ ДВО РАН. Именно там меня воспитали как учёного, администратора, организатора научной деятельности.

Поэтому у меня налажена надёжная, устойчивая связь с головным офисом, хорошие деловые отношения с руководством ННЦМБ. С членом-корреспондентом РАН, директором ННЦМБ Игорем Юрьевичем Долматовым у нас давнее научное сотрудничество, я являлась участником грантов под его руководством. Одно из направлений, которым он занимается – биология беспозвоночных – ценных объектов аквакультуры, а я изучаю микроводоросли, как кормовую базу беспозвоночных.

Сложившееся за долгое время сотрудничество в сфере науки очень помогает мне и в административной работе.

Хочу подчеркнуть, что я выросла в парадигме, на принципах и ценностях науки, сформировавшихся в Институте биологии моря. Сейчас я стараюсь укоренить их здесь, в филиале ННЦМБ.

Минобрнауки, надзорные органы оценивают работу Океанариума как научного учреждения? Спрашивают наукометрические показатели, интересуются разработками, внедрениями новых технологий, патентами?

– Спрашивают. Прямо сейчас мы не можем похвастаться сотнями публикаций и многими прикладными разработками. Сохранение всех наших животных живыми, здоровыми и довольными условиями содержания – сложный многоплановый производственный процесс. Совмещать его с научно-исследовательской деятельностью очень не просто, но мы стараемся.

Нам необходимо соответствовать всем требованиям законодательства Российской Федерации к содержанию животных в океанариумах и дельфинариях. Показателем уровня нашей работы является получение потомства у видов, плохо размножающихся в неволе. Так, в Приморском океанариуме успешно размножаются пингвины Гумбольдта. За пять лет их численность выросла в два с половиной раза. Так же получено потомство белух, дальневосточных афалин, северных морских котиков и ларг.

В 2019 году была реализована идея Андрея Владимировича Адрианова создать центр коллективного пользования. Организация ЦКП «Приморский океанариум» даёт возможность более эффективного использования научного оборудования и повышения уровня фундаментальных и прикладных исследований в области морской биологии, молекулярной и клеточной биологии, морфологии, биоакустики и других научных направлений. Его деятельность нацелена на закрепление талантливой молодёжи в науке, научно-техническое сотрудничество с партнёрами. В рамках Центра коллективного пользования сложилась успешное сот рудничество с рядом академических учреждений, ТИНРО, ДВФУ, Дальрыбвтузом.

Вот так наука развивается в Океанариуме!

Беседовал Александр Куликов.
Источник: газета «Дальневосточный учёный»
№ 8 (1716) от 19 апреля 2023 г.

Новости Российской академии наук в Telegram →