РАН подключится к модернизации транспортного комплекса России
РАН подключится к модернизации транспортного комплекса России
Концепцию научно-технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации на период до 2035 года обсудили на заседании Президиума РАН. Она предполагает создание эффективной системы управления научными исследованиями и разработками в транспортной отрасли, методологическое и методическое обеспечение которой будет осуществляться при участии Российской академии наук.
Это первый программный документ, связанный с научно-технологическим развитием транспорта России. Его обсуждение состоялось 20 мая в Российской академии наук при участии членов РАН и представителей транспортного комплекса РФ.
«Создание долгосрочной научно-технической базы, необходимой для модернизации отечественного транспортного комплекса, требует участия учёных различных областей знаний, команд из ведущих научно-исследовательских центров страны и транспортных технологов и исследователей», — сказал президент РАН академик Геннадий Красников.
Проект Концепции научно-технологического развития транспортной отрасли Российской Федерации и области её регулирования представил министр транспорта РФ Роман Старовойт. Он отметил, что правовую основу концепции составляют «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» и «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» и ряд других отраслевых документов и национальных проектов.
По словам главы ведомства, представленная концепция, в свою очередь, задаёт целеполагание и направления исследований, обобщает механизмы работы и источники финансирования.
К стратегическим приоритетам транспортного комплекса, требующим научного осмысления и научной поддержки, относятся скорость движения, новые материалы, связь и навигация, искусственный интеллект.
«Учитывая географическое положение нашей страны и размеры территории, без прорывных технологий в сфере транспорта, основанных на новых принципах, материалах, источниках генерации и хранения энергии, нам не обойтись», — отметил Роман Старовойт.
Принципиально новым в документе станет определение транспортной науки. В нём она представлена как «междисциплинарная область знаний, изучающая принципы организации, функционирование и развитие транспортных систем, а также их взаимодействие с экономикой, экологией, обществом и технологиями».
Для решения актуальных задач транспортного комплекса необходимы научные и технологические решения по реализации крупных инфраструктурных проектов, например, международного транспортного коридора «Север—Юг» в области мультимодальных перевозок, строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей, решения проблем строительства транспортной инфраструктуры на вечной мерзлоте и других, говорится в докладе.
«Без фундаментальной науки и реализации её открытий в прикладных сферах ответить на эти вызовы просто невозможно», — убеждён министр.
Как отметил вице-президент РАН академик Сергей Алдошин, отделения РАН и институты, находящиеся под научно-методическим руководством Академии, активно работают над реализацией стратегических приоритетов транспортного комплекса.
Например, Институт физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН совместно с Научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта разрабатывают модульный автоматизированный комплекс мониторинга состава атмосферы и метеорологических характеристик для проведения непрерывных распределённых наблюдений на железнодорожной сети РЖД.
«Такого комплекса нет нигде в мире. Он позволит получать уникальные данные о состоянии окружающей среды, об антропогенном воздействии на атмосферу, даст возможность проведения высокоуровневого моделирования и выявления источников загрязнения атмосферы», — рассказал Сергей Алдошин.
Кроме того, он предложил создать межведомственный центр для координации работ РАН и министерства транспорта Российской Федерации.
«В этом случае удастся реализовать непрерывную цепочку от квалифицированного заказчика, которым будет выступать Минтранс. Функцией центра будет координация научно-технического сотрудничества отделений РАН и институтов, находящихся под её научно-методическим руководством, с научно-исследовательскими подразделениями Минтранса РФ, реализация мероприятий в рамках национального проекта «Эффективные транспортные системы», — пояснил академик.
Вице-президент РАН академик Сергей Чернышев подчеркнул, что в области научной координации со стороны РАН потребуются серьёзные организационные усилия по привлечению всех инструментов поддержки исследований, в том числе государственных заданий, грантов и договорных работ.
«Концепция закрепляет роль науки в национальном научно-технологическом развитии. Особое внимание уделено фундаментальным и поисковым исследованиям в таких ключевых направлениях, как высокоскоростной наземный железнодорожный транспорт, сверхзвуковой пассажирский авиатранспорт и региональный авиационный транспорт, обеспечивающий транспортную доступность в отдалённых уголках страны, беспилотные транспортные системы, инновационные виды транспорта», — сказал он.
Заместитель председателя Научного совета «Окружающая среда и транспорт» член-корреспондент РАН Игорь Розенберг добавил, что новая концепция должна в кратчайшие сроки заменить устаревшую модель создания и внедрения технологических инноваций на основе импорта.
«Концепция требует связи результатов фундаментальных исследований Институтов Российской Академии Наук с прикладными исследованиями в университетах и отраслевых НИИ, чтобы в дальнейшем передавать готовую конструкторскую документацию по новейшим системам для промышленного изготовления технологических систем и устройств», — отметил учёный.
Такой же принцип закреплён в работе Научного совета РАН «Окружающая среда и транспорт» при Отделении наук о Земле РАН под председательством заместителя президента РАН академика Геннадия Матишова.
Специалисты подчеркнули, что в концепции определены ключевые вызовы, основным из которых является уникальное географическое положение Российской Федерации, крупнейшего по территории государства с протяженной транспортной сетью, проходящей через природные зоны со сложнейшими климатическими условиями.
«Отражение этого вызова в концепции придаёт ей реалистичный характер, подчеркивая, что научно-технологическое развитие транспорта в России должно учитывать собственную масштабность, специфику расселения и пространственные вызовы», — подытожил президент Российской академии транспорта Александр Мишарин.