«Развитие математики — это часть культурного обогащения нашей нации»: академик Сергей Безродных ко Дню математика

«Развитие математики — это часть культурного обогащения нашей нации»: академик Сергей Безродных ко Дню математика

Рубрика Популярная наука

В День математика, который ежегодно отмечается в нашей стране 1 декабря, академик Сергей Безродных поделился личными воспоминаниями о первых шагах в науке, рассказал о том, какие исследовательские вопросы волнуют его сейчас, а также об основных приоритетах, заложенных в Концепции развития математических наук до 2030 года с горизонтом до 2036 года.

О том, как зародился интерес к науке

Мне всегда нравилось заниматься математикой. Интерес возник ещё в школе: я с удовольствием решал сложные задачи, особенно по геометрии и темам, сочетавшим алгебру и геометрию. На этом фоне появился устойчивый интерес к точным наукам.

При этом я не думал, что можно заниматься математикой профессионально — то есть получать новые научные результаты. Казалось, что всё уже изложено в школьных учебниках или серьезных книгах и открывать больше нечего. Однако после того, как мне посчастливилось поступить в Московский физико-технический институт, вскоре стало ясно: математика — безграничная область, как и любая наука.

О первом решённом «белом пятне»

Я хорошо помню, когда впервые удалось решить действительно фундаментальную математическую задачу — это было по-настоящему замечательное ощущение.  Мне удалось получить важные и очень сложные формулы в теории функции Лауричеллы — это известный итальянский математик и механик, который работал в конце XIX — начале XX века. В его честь названа гипергеометрическая функция многих переменных — без сомнения, одна из жемчужин всего математического анализа.

С одной стороны, занятие наукой требует полного погружения и не хочется обращать внимание на время, но мы живём в реальном мире и должны соблюдать чётко поставленные сроки. Поэтому требуется дисциплина и очень интенсивная работа. Именно в таком режиме были получены лучшие  результаты. А тот период, связанный с получением первых результатов, вспоминается с особым теплом: весна, интенсивная работа и погружение в математику.

Время для исследований и преподавания

У меня всегда находится время для исследовательской работы и для работы с молодыми учёными: у меня несколько аспирантов и студентов, с которыми я регулярно занимаюсь. 

Это исключительно интересно и абсолютно необходимо, потому что опыт нужно передавать, нужно растить новые кадры — те, кто будет обеспечивать будущее математики, кто будет заниматься ею дальше. Это всегда вдохновляет, и мы с ними решаем огромное количество таких вот интересных математических задач и ведём очень увлекательные беседы. При этом необходимо уделять время на развитие собственного направления, где передо мной как перед учёным остаётся много вопросов на стыке дифференциальных уравнений, комплексного анализа и теории гипергеометрических функций. Здесь у меня есть идеи, часть которых уже реализована, а часть предстоит воплотить.

Невозможно ограничиться одной задачей: математика не изолирована от других наук, а разделение на «чисто теоретическую» и «чисто прикладную» условно. Я работаю над задачами, которые имеют непосредственные технологические применения, а математически сводятся к спектральной теории для сложных операторов. Поэтому в голове постоянно находятся сразу несколько математических вопросов.

Концепция развития математических наук до 2030 года с горизонтом до 2036 года

В 2024 году Отделение математических наук РАН вышло с инициативой о создании такого документа, которая была поддержана президентом РАН академиком Геннадием Яковлевичем Красниковым. Инициатива нашла отклик у Заместителя Председателя Правительства Дмитрия Николаевича Чернышенко, и в начале 2025 года дал было дано такое поручение. Для нас это было действительно важным и во многом обнадеживающим событием.

Совместно с Министерством науки и высшего образования России была создана межведомственная рабочая группа, которую возглавил академик-секретарь Отделения математических наук РАН академик Валерий Васильевич Козлов, её состав был утвержден приказом Министерства науки и высшего образования России. В неё вошли представители Департамента государственной политики в сфере научно-технологического развития Минобрнауки России, который взял на себя огромную организационную работу, представители РАН, профильных министерств, государственной корпорации «Росатом», университетов и научно-исследовательских институтов.

Мы провели большую аналитическую работу по изучению научно-технической политики в области развития математических наук. В 1986 году для развития математики было специальное постановление ЦК КПСС и Совета министров. Когда-то закрытое, а затем рассекреченное, оно всё же оказалось труднодоступным — его пришлось поднимать из архива. Документ предусматривал важные меры поддержки, позволившие сохранить научный потенциал и передовые позиции России в ряде математических направлений в течение 40 лет. Сегодня пришло время для нового документа, который обеспечит достижение и укрепление нашей страной лидирующих позиций в области математических наук, а это, в свою очередь, будет способствовать обеспечению технологического лидерства России, конкурентоспособности и безопасности.

В подготовленной концепции подчёркивается ключевая роль фундаментальной математики для современных областей — искусственного интеллекта, квантовых вычислений, системного программирования, кибербезопасности. Эти технологии уже стали частью повседневной жизни, и когда они работают незаметно, это лишь подтверждает их качество и количество усилий, вложенных разработчиками. В основе же всего лежит математика.

В концепции уделено значительное внимание кадровому вопросу: важно понимать, кто будет развивать математику в ближайшие годы и обеспечивать лидерство России в этой области. Воспитание математиков — сложный и долгий процесс, который не сводится к популяризации. Математика — тяжёлый интеллектуальный труд, и крайне важно сохранить в науке тех, кто прошёл путь от студента до исследователя. Воспитывать долго и трудно, а потерять — очень легко.

В концепции закреплено, что развитие математики — это часть культурного обогащения нашей нации. Подчёркнута ключевая роль РАН в определении приоритетов: формировании плана фундаментальных исследований, экспертизе и направлении научных работ.

Особое внимание уделено созданию и развитию сети математических центров, которая должна быть закреплена нормативно после утверждения документа. Такая сеть, включая региональные центры, должна учитывать потребности территорий. Примером служит Азово-Черноморский научно-образовательный математический центр, который помогает удерживать кадры на новых территориях: когда специалисты остаются, появляются ученики и точки роста; если же уезжают — вернуть их почти невозможно.

О звании академика и ответственности

Стать академиком для меня означает принять на себя дополнительную ответственность. Каждый учёный отвечает за свои публикации и за то, что он сообщает научному сообществу, но члены Академии несут эту ответственность в значительно большей степени.

Кроме того, членство в Академии — это серьёзная миссия: нужно не только заниматься наукой, но и участвовать в формировании научной повестки, в популяризации и просвещении. Федеральный закон также обязывает членов Академии участвовать в подготовке научно обоснованных решений для органов государственной власти и выполнять множество других функций. Это действительно непростая, но почётная обязанность.

Новости Российской академии наук в Telegram →