Развитие наблюдательной сейсмологии и уроки землетрясения на Камчатке обсудили в РАН
Развитие наблюдательной сейсмологии и уроки землетрясения на Камчатке обсудили в РАН
Дискуссия по вопросам стратегии развития в области наблюдательной сейсмологии и оценки сейсмической опасности в России, а также уроков землетрясения на Камчатке, произошедшего в июле этого года, состоялась на площадке Российской академии наук в рамках совместного расширенного заседания бюро Отделения наук о Земле РАН и Научного совета РАН по проблемам прикладной геофизики. В заседании принял участие вице-президент Российской академии наук академик РАН Сергей Алдошин.
В конце июля 2025 года Камчатка пережила одно из сильнейших землетрясений за инструментальную эпоху без единой человеческой жертвы.
Анализу этого события и извлечённым урокам были посвящены два доклада. Академик РАН Валентин Михайлов представил доклад «Модель поверхности разрыва землетрясения на Камчатке 29.07.2025 М 8.8 по данным спутниковой геодезии и интерферометрии». Он отметил, что произошедшее крупное землетрясение на годы вперед обеспечило работу учёным, так как принесло большой объём данных при минимальном нанесённом ущербе.
«Жертв и разрушений в Петропавловке-Камчатском удалось избежать, в том числе, благодаря долгосрочному прогнозу академика С.А. Федотова и его позиции, позволившей убедить руководство страны в необходимости программы сейсмоукрепления. Это землетрясение продемонстрировало успешное взаимодействие учёных РАН и органов власти», — прокомментировал модератор заседания директор Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН академик Сергей Тихоцкий.
В своём докладе директор Камчатского филиала Единой геофизической службы РАН Данила Чебров в качестве положительных факторов, позволивших минимизировать потери от мега-землетрясения на Камчатке, также выделил расположение очага в Авачинском заливе напротив наиболее развитого сегмента сети наблюдений на Дальнем Востоке, что обеспечило максимально быстрое время реакции, высокий профессионализм операторов Сейсмической подсистемы Системы предупреждения о цунами и максимально чёткую работу всех остальных звеньев РСЧС. В то же время выявились и недостатки системы оповещения и несовершенства системы наблюдений, над устранением которых предстоит работать.
О современном состоянии наблюдательной сейсмологии в России рассказал директор Федерального исследовательского центра «Единая геофизическая служба Российской академии наук» (ФИЦ ЕГС РАН) Юрий Виноградов. После краткого экскурса в историю он привёл данные, что на настоящий момент сеть в зоне ответственности ФИЦ ЕГС РАН включает 353 сейсмостанции, 58 GNSS-станций, пять инфразвуковых групп. Для сравнения: общая национальная сеть на базе высокоточных GNSS-станций в Китае превышает семь тысяч штук. При этом Юрий Виноградов отметил межведомственный характер деятельности центра: данные мониторингов землетрясений, цунами, криолитосферы, техногенной сейсмичности, техногенных аварий, движений земной коры используют самые разные министерства и ведомства, включая МЧС, Минстрой, Минэнерго, Минтранс России, Росатом, РЖД, Роскосмос и т. д. Далее он остановился на тех сложностях, с которыми сталкивается сегодня ФИЦ ЕГС РАН в работе.
Подытоживая выступление, Юрий Виноградов заключил: «Федеральная система сейсмологических наблюдений (ФССН) так и не была реализована в том виде, как она была задумана академиком Н.П. Лавёровым. ФИЦ ЕГС РАН готова взять на себя ответственность по созданию новой ФССН, предложив имеющиеся разработки, при условии выделения финансовых ресурсов».
Академик Григорий Долгих представил доклад «Лазерные деформографы. Цунамигенные землетрясения. Деформационные аномалии». По его мнению, создание пространственно разнесённых трёхкомпонентных лазерных деформографов, объединённых в единую сеть системой точного времени с применение основ искусственного интеллекта, позволит на их основе решить задачу оперативного прогноза цунами, создать новый подход к проектированию сети предупреждения цунами.
В последующем обсуждении участники заседания отметили важность подготовки кадров для развития наблюдательной сейсмологии, а также необходимость объединения усилий академической и отраслевой науки, государства и бизнес-структур. Что касается развития Геофизической службы РАН, то оно должно быть неразрывно связано с её интеграцией как в научно-исследовательскую работу других профильных научных организаций, так и с участием в программах общегосударственного значения.