Российская академия наук взяла на себя разработку учебников по естественным наукам
Российская академия наук взяла на себя разработку учебников по естественным наукам
В Совете Федерации Федерального Собрания РФ состоялось расширенное заседание Комитета СФ по науке, образованию и культуре, ключевой темой которого стало обеспечение общеобразовательных организаций учебниками. В обсуждении принял участие вице-президент РАН академик Степан Калмыков, который рассказал о задачах Академии в процессе подготовки новых школьных учебников, в том числе по естественно-научным направлениям.
Председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова отметила, что Совет Федерации вместе с Минпросвещения России ведёт мониторинг обеспеченности качественными учебниками общеобразовательных учреждений в регионах: «По поручению Председателя Совета Федерации совместно с профильным министерством проводим системную работу, цель которой — обеспечить всех школьников страны качественными учебниками в достаточном количестве. Это важно для формирования единого образовательного и воспитательного пространства».
Лилия Гумерова также обратила внимание на то, что новый порядок разработки школьных учебников подразумевает государственный заказ, включающий также комплект учебных пособий.
«Исключительные права на учебники принадлежат Российской Федерации. В соответствиис сенаторским законом Российская академия наук активно участвует в экспертизе школьных учебников. Большое внимание уделяется качественному содержательному наполнению. Учебник является не просто сборником знаний и заданий по отдельным предметам, но, прежде всего, несёт важную воспитательную функцию, формируя мировоззрение обучающихся. Важно, чтобы всё это происходило с опорой на наши традиционные духовно-нравственные ценности», — сказала сенатор.
Вице-президент РАН академик Степан Калмыков обозначил два основных направления работы РАН. «Во-первых, это экспертиза. Уже проэкспертировано 290 учебников и учебных пособий. Ещё 152 учебника находятся в работе», — заявил он.
Вторым важнейшим направлением является создание линейки новых учебников. «Российская академия наук взяла на себя направление, связанное с естественными науками — это создание учебников по математике, физике, химии, биологии и информатике», — подчеркнул Степан Калмыков. Он выделил две ключевые задачи в этой работе. Первая — это актуализация содержания, особенно в таких динамичных областях, как естественные науки. «Мы понимаем, что скорость, с которой меняются знания, фантастическая. Действительно, требуется сутевой пересмотр содержания учебников», — пояснил он.
Вторая задача — гармонизация учебных программ между различными предметами. «Очень часто, например, математический аппарат в учебниках по физике опережает тот аппарат, который даётся в курсе математики», — пояснил академик. Он отметил, что решение потребует значительных изменений в структуре учебников.
Отдельно вице-президент РАН остановился на психолого-педагогическом аспекте, целью которого является адаптация объёма и сложности информации в учебниках в соответствии с возрастными особенностями учащихся. «В этой связи мы построили плодотворное взаимодействие с Министерством просвещения и издательством „Просвещение“», — сообщил Степан Калмыков. Для координации этой работы созданы рабочие коллективы с кураторами от РАН, а также межведомственный совет по учебникам, который займётся гармонизацией содержания разных предметов.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов напомнил, что созданы государственные учебники по истории с 5-го по 11-й класс. «Школы переходят на единую линейку поэтапно. Старшеклассники перешли на учебники в 2023 году, с 2024 года — колледжи. С 1 сентября 2025 года — 5-7 классы. С 1 сентября 2026 года на них перейдут 8-9 классы».
Сергей Кравцов отметил, что с 1 сентября 2026 года школьники начнут изучать обществознание по новым программам. Он также представил сенаторам макеты обложек учебников по этому предмету для 10-го и 11-го классов. Министр добавил, что продолжается подготовка учебников по другим дисциплинам.