Семилетие океанариум отметит началом обновления
Семилетие океанариум отметит началом обновления
Приморскому океанариуму — филиалу Национального научного центра морской биологии (ННЦМБ) ДВО РАН 3 сентября исполнилось семь лет. Осенью 2016 года он принял первых посетителей — президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ. С тех пор океанариум посетили миллионы человек из России и из-за рубежа. Он стал одной из главных достопримечательностей дальневосточной столицы, но прославился не только уникальными экспозициями, но и масштабными скандалами и даже уголовными делами. Принять такое «наследство» и перевернуть мнение об учреждении не побоялась Ольга Геннадьевна Шевченко. Она и поделилась с корреспондентом ИА PrimaMedia, как и чем сегодня живет один из крупнейших океанариумов страны, и какие перемены его ждут в ближайшем будущем.
Ольга Шевченко пришла в Институт биологии моря ДВО РАН в 1995 году, выполняла дипломную работу по исследованию зоопланктона. В 1997 году окончила биологический факультет Дальневосточного государственного университета, а затем — аспирантуру. С тех пор занималась изучением фитопланктона дальневосточных морей России. В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Гидробиология», а в 2015 году ей присвоено учёное звание «доцент» по той же специальности. Работает в Приморском океанариуме с момента основания, занимала должности учёного секретаря, заместителя директора по научной работе, руководителя службы экологического просвещения. Является организатором всех эколого-просветительских проектов Приморского океанариума. Назначена директором океанариума в декабре 2022 года.
— Ольга Геннадьевна, 3 сентября Приморскому океанариуму исполняется семь лет. С чем подходите к очередной вехе, произошли ли какие-то ощутимые перемены за это время?
— Ощутимые перемены, конечно же, есть. Потому что в начале работы учреждения еще не были налажены основные виды деятельности — наука и просвещение, работа с морскими млекопитающими, работа с посетителями. Семь лет назад все было в новинку, это было становление. Сейчас уже очень многое сделано. Подготовлены специалисты, которые выросли у нас в стенах и стали профессионалами мирового уровня. Стало понятно, как работать с посетителями, их приоритеты. Мы разработали и предлагаем нашим гостям большое количество эколого-просветительских проектов.
Пришло понимание, насколько большую роль играет территория океанариума, что горожане ее полюбили. Необязательно заходить в само здание — у нас прекрасная большая ухоженная территория рядом с морем, ничего подобного в городе нет! Можно и отдохнуть, и увидеть интересные растения, все очень комфортно и красиво.
— Кстати, не планируете ли уже территорию как-то обновить?
— Да, мы понимаем, что территорию необходимо развивать. Подписали соглашение с Ботаническим садом-институтом ДВО РАН. Начали высаживать редкие растения, в этом году — гинкго двулопастный (уникальное реликтовое и эндемичное дерево, занесённое в международную Красную книгу). В следующем году будем разбивать новые зоны, например, с рододендроном. Будем высаживать «страшную» зону из аралии.
— Почему страшную?
— Аралиевые же имеют страшные колючки. Пришло понимание, что красивое оттеняется страшным, должны быть контрасты.
Обязательно должно быть что-то, чего больше нет нигде. Это еще и приморские луга, например. Они будут единственными приморскими лугами в искусственных ландшафтах, созданные в сотрудничестве с Ботаническим садом-институтом.
— Вы сказали, что за это время изучили приоритеты посетителей. В чём они заключаются?
— Большой интерес вызывают морские млекопитающие. Одно из первых решений на посту директора — это обновление программы демонстрации навыков морских млекопитающих.
— Вы имеете в виду шоу?
— Слово «шоу» мы не используем. Это именно демонстрация навыков морских млекопитающих, потому что наша задача — не развлекать, не показывать шоу, а просвещать и обучать, играя. Работа с морскими млекопитающими в Приморском океанариуме гораздо более разноплановая. Мы каждый день изучаем животных, обогащаем их среду обитания, задаем задачки, развиваем умственную деятельность. И результат взаимодействия животного с человеком показываем посетителям.
— Для учреждения — это научно-просветительская деятельность, но посетитель, который приходит к вам, покупает билет на шоу. И он хочет получить новые эмоции…
— Да, совершенно верно, и здесь нет противоречий. В представление вплетена образовательная и просветительская составляющая. Перед выходом каждого артиста-животного зрителям демонстрируется короткая видеолекция об этом животном с интересными и даже удивительными фактами о нём. Мы показываем, почему именно это животное находится у нас, где оно живет в природе, и какие условия у нас для него созданы. Так как у нас очень человечный подход к животным, для нас они личности, то мы не эксплуатируем их, а оттачиваем их природное мастерство.
Млекопитающие — социальные животные. Они вместе охотятся за рыбой, синхронно выполняют какие-то движения, у них уже в природе заложены навыки выпрыгивать из воды, махать ластами — это не мы придумали и не мы заставили. Это уже заложено. Нам только необходимо эти навыки отточить, собрать в композицию, а ещё очень важно показать животному, что публика — это не страшно, и от выступления можно получить удовольствие. И вот оно — готовое представление.
— А насколько это сложно — отточить эти навыки и добиться взаимопонимания между тренером и животным?
— На мой взгляд, тренерская работа — одна из самых сложных. И взять готовых специалистов на Дальнем Востоке негде. Большинство наших специалистов воспитаны в стенах Приморского океанариума. К нам приходили ребята даже без образования, начинали с рабочих по уходу за животными или помощником тренера. Продвигаясь по лестнице мастерства, выросли до самостоятельных тренеров, старших тренеров.
— А какими-то научными знаниями они должны обладать?
— Разумеется, ребята знают биологию, психологию, физиологию животных, основу тренерской работы — дрессуры. Обязательно всему этому обучаются и перенимают опыт у старших коллег. Есть у нас и опытные тренеры, которые приехали из западной части страны. Конечно, в процессе обучения важны работа с научной литературой, командировки. Сейчас мы выходим на обмен опытом с дельфинарием в Анапе, где работают одни из самых опытных тренеров РФ.
В сентябре от Приморского океанариума будет отправлена первая группа специалистов, а в декабре будем принимать тренеров из Анапы.
В основе работы тренера, в первую очередь, лежит понимание того, что ты любишь этих животных. Без любви и понимания невозможно увидеть, какой у них есть природный навык, не получится поставить какой-то элемент для выступления. Необходимо осознавать, что ты работаешь с личностью — уважай ее, работай с ней. Дари свое время — разговаривай, играй, если нужно — весели, оставайся ночью. Наши тренеры работают всегда.
— Раз мы уж заговорили о животных и их безопасности. Не могу обойти прошлогоднюю тему, когда Приморский океанариум прогремел на всю страну из-за череды гибели морских млекопитающих. На учреждение вылилась волна негатива, и вам досталось незавидное «наследство». Какие сделаны выводы, что вы предприняли, чтобы этого больше не допустить?
— Действительно, ситуация была сложная с дельфинарием: и бассейны были не отремонтированы, и вопросы были у природоохранной прокуратуры о том, почему животные болеют. Эти проблемы надо было мне решать. И это было перепутье, так как еще и не было постоянного главного тренера. Я пригласила Брыкова Антона Евгеньевича на эту должность и уверена, что это очень правильный выбор. Ему удалось успокоить коллектив, прекратить панические настроения. Люди стали выполнять свою основную задачу — работать с животными. Были сделаны многомиллионные вложения в ремонт бассейнов, в которых живут млекопитающие. После «шторма» в СМИ ребята сделали выводы, что им самим необходимо навести порядок у себя в хозяйстве. Поэтому сейчас чётко ставятся задачи, жёстко контролируется их выполнение.
— Кто-то понёс наказание за гибель животных?
— Было возбуждено уголовное дело, расследование ещё не завершено. Некоторые сотрудники, которые работали в тот период и являются фигурантами дела, уволились по собственному желанию.
— Одной из вероятных причин гибели животных называли в том числе некачественное питание. Как контролируется сейчас этот вопрос?
— Этот вопрос — один из самых приоритетных. Пересмотрены рационы, создана комиссия по приемке рыбы, все теперь оформлено приказами. У людей, которые занимаются этим направлением уже нет возможности сказать: «Я не виноват, я здесь просто постоял». Введена персональная ответственность. Я начала с «чистого листа» — вот моя стратегия, старое не будем ворошить. Просто, ребята, давайте соберёмся вместе, станем надёжным коллективом и начнем ра-бо-ту.
— Можно ли сказать, что за годы работы океанариума вам удалось воспитать своего посетителя? Перестали люди вести себя как в цирке — кричать, бегать, пугать животных вспышками?
— Думаю, поменять сознание невозможно за семь лет. Мы в самом начале большого пути. Разработки, которые мы предлагаем юным посетителям, рассчитаны на детей «0+». И ребёнок, который когда-то к нам пришёл, которому мы рассказали, кто такие рыба-ворон и рыба-собачка, и можно ли погладить рыбу-собачку — он уже приходит к нам с классом на экскурсии. У нас реализуется большой проект «Просветительская среда», в учебный год мы принимаем более 10 тысяч школьников. На каждом занятии мы рассказываем о Мировом океане, его сохранении, гуманном природопользовании, сознательном отношении к природе. Формируем у ребенка экологическое сознание. И он растёт вместе с океанариумом, становится взрослым — вот когда это произойдёт, можно будет сказать, что мы вырастили своего посетителя.
— А в плане культуры, поведения — меньше проблем у персонала с гостями?
Сотрудники за прошедшие годы, конечно же, научились работать с посетителями, проблем стало меньше. Но, как и в любом учреждении, куда приходит очень много людей, трудности иногда возникают. У нас на экспозициях стоят смотрители, потому что многим хочется потрогать аквариум, постучать. Животных это пугает. Шумовое загрязнение даже для человека — один из факторов некомфортной жизни. Мы открываемся в 10:00, закрываемся в 20:00 — 10 часов шума! Никто из нас не хотел бы этого испытывать.
Ещё один пример — тёмный зал с осьминогами. Я частенько обхожу экспозиции и каждый раз, когда захожу в зал к осьминогам, всегда кто-то фотографирует со вспышкой. А ведь осьминог живет в воде в темноте, в укрытиях. Его глаза не приспособлены к яркому свету. Если для человека вспышка в глаза очень неприятна, то для животного это даже болезненно. Поэтому обращаюсь к нашим гостям: Уважаемые посетители, если в зале темно, то это означает, что и вы должны соблюдать темноту.
— Но таблички предупреждающие же есть?
Есть предупреждающие таблички «Фотографировать без вспышки», но вероятно, таблички для зачарованного увиденным посетителя не самое важное в экспозициях. Поэтому призываю гостей уважать наших животных, их дом. Ведь они зависят от нас, и наш долг — создать им комфортные условия.
— Ольга Геннадьевна, на чем сейчас вы намерены сконцентрировать усилия? Какая ваша основная задача?
— Заступая на пост директора, я стремилась к стабильности. Сейчас я хочу оттолкнуться от стабильности к росту. Конечно, хотелось бы прирасти новыми проектами просвещения, стать более узнаваемым учреждением с позитивной точки зрения. Стать популярными за счет хороших новостей, хороших дел.
Планируем к новому году запустить принципиально новую демонстрацию навыков морских млекопитающих. Открою секрет — она будет еще более просветительской, будет больше интересных исторических фактов.
— Животные будут участвовать в этом процессе?
— Да. Они будут задействованы как артисты. Это будет принципиально новое представление.
— А новые экспозиции или приобретение новых рыб и животных планируется?
— У нас животные делятся на два направления — рыбы и млекопитающие. Новый федеральный закон запрещает вылов морских млекопитающих в учебных и культурно-просветительских целях. Да и зачем нам приобретать выловленных животных? У нас есть достаточное количество животных, поэтому будем идти в направлении получения потомства от обитателей Приморского океанариума.
— Какие успехи в этом направлении?
— Успехи есть: родился детеныш у афалины, еще одно пополнение — у северного морского котика. Впервые в России появился на свет детёныш у белух. Более того, наша двухлетка белуха Калина вышла к посетителям и участвует в демонстрации навыков морских млекопитающих.
— Три года назад в океанариуме родился морской котик, он тоже уже выходит к посетителям?
— Марио выступает, сразу родился артистом! Это удивительный котик, очень контактный. Тренеры начали работу с Марио с трехмесячного возраста. Ребята вкладывают душу, и он воспринимает их как семью.
— Ольга Геннадьевна, изменилась ли посещаемость океанариума за последние годы?
— Да, и значительно, не берём, конечно, в расчёт период пандемии. Сейчас наблюдается рекордная посещаемость. Если раньше в среднем было 3—5 тысяч посетителей в высокий сезон, с середины июля до 1 сентября, то сейчас — 5—6 тысяч в день.
— Вы уже рассказали про то, что стараетесь сами воспитывать, растить специалистов, значит ли это что в океанариуме полностью решена проблема дефицита кадров?
«Штучные» специалисты — это тренеры. Но штат укомплектован, и текучки кадров нет. Более того, мы подписали договор о сотрудничестве с ДВФУ, и будем повышать знания тренеров в гидробиологии, систематике, физиологии, чтобы они стали специалистами более широкого профиля.
Сейчас нам требуются ветеринары. Таких специалистов, работающих с заболеваниями морских млекопитающих, в стране единицы, их можно пересчитать по пальцам. Ищем по всей России и даже за границей. Сейчас к Приморскому океанариуму проявляют интерес молодые специалисты, закончившие ветеринарные академии. Намечается движение в этом направлении. Если раньше не было желающих, то теперь появляются, планируем принимать молодых специалистов. Большая просадка по инженерным и техническим кадрам, которые обслуживают системы жизнеобеспечения гидробионтов. Ищем специалистов по всей стране. Но и тут наметились перемены, люди о нас услышали, узнали, что это престижная работа федерального уровня.
— Как вы считаете, удается ли вам разрушить стереотипы по отношению к океанариумам, связанные с призывами в соцсетях «не мучить животных, их надо выпустить на свободу»?
— Идём по этому пути. Действительно, сейчас в мире очень развито движение «зеленых», которые против содержания морских млекопитающих и даже рыб в искусственных условиях. Но мы взяли курс на получение потомства от тех животных, которые у нас есть. Это значит, что детёныш, родившийся у нас, вообще не сможет жить в естественной среде. Рассматривать вопрос о выпуске животных, рождённых в неволе — негуманный, потому что у них нет природных навыков. Я разговаривала с научным сотрудником, который исследует сивучей в естественной среде обитания, спросила: «У нас есть сивуч Айк, давайте его выпустим в естественную среду?» Ведь очень много было мнений — зачем мы его содержим, ему плохо. Но специалист пояснил, что это просто невозможно, так как его изъяли из естественной среды в очень юном возрасте, и у него нет понимания отношений с сородичами, о самостоятельной жизни в природе. Он никогда не сможет выжить в одиночку — сивучи ведут стадный образ жизни. Он будет обречён. Кроме того, он привык к человеку и будет постоянно искать общения.
— Как белухи, которые постоянно подплывают к людям?
— Совершенно верно, это вообще-то опасно и для человека, и для животного. Подойдя к лодке, животное может попасть под винт, например. Они воспринимают человека, как равного себе из стаи. Мы не можем никого выпустить, не навредив.
— Ольга Геннадьевна, но животные — это же неотъемлемая часть вашей научной деятельности. Удалось ли вам за эти семь лет продвинуться на научном поприще?
— Сейчас мы совместно с Москвариумом подходим к составлению атласа крови морских млекопитающих, он необходим для работы всех океанариумов.
Атлас покажет, что собой представляет кровь этих животных, какие показатели являются нормой. И эти знания будут использованы в науке, ветеринарии, в учреждениях, где содержат животных, в научных экспедициях.
Например, зная норму клеток крови, количество эритроцитов, размер тромбоцитов и другие показатели для определённого вида млекопитающего, специалисты смогут быстрее и эффективнее помочь животному, попавшему в беду.
— Получается, приморский океанариум может внести свою лепту в дело сохранения морских млекопитающих для будущих поколений?
— Совершенно верно.
— Ольга Геннадьевна, назовите «три кита» на которых держится океанариум? Первые два вы обозначили — это научная и просветительская работа, а какой третий?
— Третий «кит» — профессионализм. Много говорим о том, что у нас уникальные специалисты, что мы их обучаем. За эти семь лет из людей, которые пришли с разным бэкграундом — кто из школы, кто из университета, кто из других профессий — мы вырастили профессионалов, которые хранят океанариум.
Источник: PrimaMedia.ru.