Серые вороны запоминают, как изготавливать предметы
Серые вороны запоминают, как изготавливать предметы
Международный коллектив учёных во главе с ведущим научным сотрудником биологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Анной Смирновой изучил когнитивные способности серых ворон.
Исследование показало, что эти птицы способны изготавливать объекты в соответствии с представлением о цвете или размере, ранее подкреплявшихся стимулами. Результаты научной работы опубликованы в журнале Animal Cognition. Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда (проект № 23-28-00364).
Известно, что новокаледонские вороны (Corvus moneduloides) в естественных условиях обитания регулярно изготавливают и используют три типа орудий: прямые палочки, крючки и штыки. При этом штыки в разных популяциях этих птиц обладают специфическими особенностями, которые поддерживаются в череде поколений. Этот феномен, напоминающий культурные традиции, может быть обусловлен не только обучением путём наблюдения, но и формированием у ворон представления о том, как должно выглядеть орудие, а также способностью воспроизводить этот мысленный шаблон при его изготовлении. Недавно было экспериментально доказано, что новокаледонские вороны действительно способны изготавливать объекты в соответствии с некоторыми характеристиками, ранее подкреплявшимися стимулами. Позднее такую же способность обнаружили у какаду Гоффина (Cacatua goffiniana), хотя, в отличие от новокаледонских ворон, эти птицы орудия в естественных условиях обитания регулярно не изготавливают.
Целью данной работы было выяснить, способны ли серые вороны (Corvus cornix) изготавливать объекты в соответствии с характеристиками, которые ранее подкреплялись стимулами. Эти птицы, как и какаду Гоффина, в естественных условиях обитания орудия регулярно не изготавливают, однако характеризуются высоким уровнем развития мозга и когнитивных способностей.
Трёх серых ворон вначале обучили помещать небольшие куски бумаги в щель в экране. За каждый помещённый в щель кусок они получали личинку мучного хрущака. На следующем этапе эксперимента выясняли, могут ли они сами отрывать куски, которые можно поместить в щель, если им предоставить лист бумаги формата А4. Все три вороны начали отрывать куски и помещать их в щель без дополнительного обучения.
Далее птиц обучили из четырёх синих и четырёх жёлтых кусков выбирать только синие. В последующем тесте выясняли, куски какого цвета будут отрывать вороны. Им предъявляли два листа формата А5 тех же цветов. Для предотвращения обучения в этом и в последующих тестах вороны получали корм только в половине тестовых проб и вне зависимости от того, какой кусок они поместили в щель. Несмотря на это вороны отрывали куски именно от синего листа.
Затем птиц обучили из четырёх больших и четырёх маленьких прямоугольников выбирать и помещать в щель только прямоугольники определённого размера. В тесте им предоставили лист бумаги формата А4. После того как вороны оторвали не менее 24 кусков, их обучили выбирать куски другого размера и вновь провели тест с большим листом. У всех трёх ворон площади кусков, изготовленных после обучения выбору больших или маленьких кусков, достоверно различались.
«Таким образом, не только новокаледонские вороны и какаду Гоффина, но и серые вороны способны учитывать при изготовлении объектов некоторые характеристики ранее подкреплявшихся стимулов. Это указывает на то, что оперировать представлениями при изготовлении объектов способны не только те птицы, у которых изготовление орудий входит в видоспецифический репертуар поведения, но и другие животные, обладающие высоким уровнем развития мозга и когнитивных способностей», — резюмирует Анна Смирнова, автор исследования, ведущий научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ.
Используемый в данном исследовании подход может быть применён для исследования когнитивных способностей как других видов животных, так и детей дошкольного возраста.
Источник: МГУ.