Академия

Серые вороны запоминают, как изготавливать предметы

Рубрика Исследования

Международный коллектив учёных во главе с ведущим научным сотрудником биологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Анной Смирновой изучил когнитивные способности серых ворон.

Исследование показало, что эти птицы способны изготавливать объекты в соответствии с представлением о цвете или размере, ранее подкреплявшихся стимулами. Результаты научной работы опубликованы в журнале Animal Cognition. Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда (проект № 23-28-00364).

Известно, что новокаледонские вороны (Corvus moneduloides) в естественных условиях обитания регулярно изготавливают и используют три типа орудий: прямые палочки, крючки и штыки. При этом штыки в разных популяциях этих птиц обладают специфическими особенностями, которые поддерживаются в череде поколений. Этот феномен, напоминающий культурные традиции, может быть обусловлен не только обучением путём наблюдения, но и формированием у ворон представления о том, как должно выглядеть орудие, а также способностью воспроизводить этот мысленный шаблон при его изготовлении. Недавно было экспериментально доказано, что новокаледонские вороны действительно способны изготавливать объекты в соответствии с некоторыми характеристиками, ранее подкреплявшимися стимулами. Позднее такую же способность обнаружили у какаду Гоффина (Cacatua goffiniana), хотя, в отличие от новокаледонских ворон, эти птицы орудия в естественных условиях обитания регулярно не изготавливают.

Целью данной работы было выяснить, способны ли серые вороны (Corvus cornix) изготавливать объекты в соответствии с характеристиками, которые ранее подкреплялись стимулами. Эти птицы, как и какаду Гоффина, в естественных условиях обитания орудия регулярно не изготавливают, однако характеризуются высоким уровнем развития мозга и когнитивных способностей.

(a) Предварительное обучение. (b) Тест с произвольной формой кусков бумаги. (c) Обучение выбору синего цвета. (d) Тест на выбор цвета. (e) Обучение выбору размера. (f) Тест на выбор размера.
Трёх серых ворон вначале обучили помещать небольшие куски бумаги в щель в экране. За каждый помещённый в щель кусок они получали личинку мучного хрущака. На следующем этапе эксперимента выясняли, могут ли они сами отрывать куски, которые можно поместить в щель, если им предоставить лист бумаги формата А4. Все три вороны начали отрывать куски и помещать их в щель без дополнительного обучения.

Далее птиц обучили из четырёх синих и четырёх жёлтых кусков выбирать только синие. В последующем тесте выясняли, куски какого цвета будут отрывать вороны. Им предъявляли два листа формата А5 тех же цветов. Для предотвращения обучения в этом и в последующих тестах вороны получали корм только в половине тестовых проб и вне зависимости от того, какой кусок они поместили в щель. Несмотря на это вороны отрывали куски именно от синего листа.

Затем птиц обучили из четырёх больших и четырёх маленьких прямоугольников выбирать и помещать в щель только прямоугольники определённого размера. В тесте им предоставили лист бумаги формата А4. После того как вороны оторвали не менее 24 кусков, их обучили выбирать куски другого размера и вновь провели тест с большим листом. У всех трёх ворон площади кусков, изготовленных после обучения выбору больших или маленьких кусков, достоверно различались.

«Таким образом, не только новокаледонские вороны и какаду Гоффина, но и серые вороны способны учитывать при изготовлении объектов некоторые характеристики ранее подкреплявшихся стимулов. Это указывает на то, что оперировать представлениями при изготовлении объектов способны не только те птицы, у которых изготовление орудий входит в видоспецифический репертуар поведения, но и другие животные, обладающие высоким уровнем развития мозга и когнитивных способностей», — резюмирует Анна Смирнова, автор исследования, ведущий научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ.

Используемый в данном исследовании подход может быть применён для исследования когнитивных способностей как других видов животных, так и детей дошкольного возраста.

Источник: МГУ.

Новости Российской академии наук в Telegram →