Спрятанные под бетоном: в Новгороде найдены берестяные грамоты, боярские печати и монеты XV века
Спрятанные под бетоном: в Новгороде найдены берестяные грамоты, боярские печати и монеты XV века
Пять берестяных грамот, печати представителей светской и духовной власти Великого Новгорода, серебряные монеты XV века, а также многочисленные предметы быта собрала Новгородская экспедиция Института археологии РАН во время работ на Софийской стороне Великого Новгорода. Все эти находки были получены при археологических исследованиях перед будущей реконструкцией объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс построек медопивоваренного завода “Богемия”», один из участков которого в 90-е годы был залит бетоном.
«Раскопки на участке только начались, но уже обнаружены находки, о которых можно сказать "впервые". Впервые найдены вислые печати тысяцкого Даниила Михайловича, архиепископа Симеона и золотая прикладная печать, впервые в тексте берестяной грамоты упоминаются "торпица" и икра. Участок раскопок расположен в восточной части Неревского конца средневекового Новгорода. Знаменитый Неревский раскоп, крупнейший и один из самых важных археологических объектов Новгорода, давший первые сотни берестяных грамот, находился всего в 300 метрах к юго-западу от места сегодняшних раскопок, так что мы надеемся получить и новые данные о застройке Неревского конца, и интересные находки», – сказал руководитель Новгородской экспедции, член-корреспондент РАН Петр Гайдуков.
Медопивоваренный завод «Богемия» был построен в Великом Новгороде на берегу Волхова в 1878 году. Комплекс состоял из нескольких построек – солодовни, медоварни, ледника, бондарного цеха, упаковочного отделения и других помещений. Завод работал до 1970 годов, но после того, как в Новгороде был открыт второй пивзавод, производство на «Богемии» постепенно стало сокращаться. В 1990 году завод был закрыт, здание пришло в запустение.
Тогда же, в 90-е годы, один из корпусов бывшего завода был передан застройщику, и без каких-либо археологических изысканий, предваряющих строительство в историческом центре города, на участке было вбито несколько десятков свай и залита бетонная плита. В настоящее время комплекс зданий завода признан объектом культурного наследия регионального значения, принято решение о его реконструкции и приспособлении для современного использования. Начиная с 2019 года, здесь работают специалисты ИА РАН: был снят бетон, залитый в 90-х годах, и археологи приступили к исследованию участка.
На сегодняшний день площадь археологических исследований достигает 800 кв. метров. Контур раскопа ограничен линией мощного фундамента заводского корпуса, снесенного несколько десятилетий назад. Под бетоном и фундаментом заводского корпуса археологи обнаружили культурный слой мощностью до 3 метров, который предварительно датируется XII – серединой XV века.
На раскопе в слоях первой половины XV века обнаружены следы трех городских усадеб, выгороженные частоколами. На усадьбах сохранились остатки больших жилых и хозяйственных построек, расположенных вдоль оград. Сейчас исследована одна усадьба, собрана значительная коллекция предметов, характеризующих хозяйство, быт и социальный статус проживавших здесь новгородцев.
Судя по найденным предметам, здесь жили люди состоятельные, высокого социального статуса. В числе наиболее значимых находок – два небольших скопления новгородских серебряных монет по 22 и 6 экземпляров, датируемые 1440 – 1450-ми годами. Также на раскопе найдены десять вислых свинцовых печатей конца XIV – XV века и пять берестяных грамот: № 1145–1149.
Вислыми печатями, которые обнаружили на раскопе, когда-то скрепляли документы представители светской и церковной власти Новгорода. Археологи нашли несколько печатей новгородского Совета господ – высшего органа светской власти в новгородском государстве. На таких печатях изображен когтистый хищный зверь, точная атрибуция которого пока не ясна.
Впервые найдена печать новгородского тысяцкого Даниила Михайловича, жившего в первой четверти XV века. Эта печать указывает на высокий статус жителей этой усадьбы – по рангу пост тысяцкого были вторым после должности посадника в светской иерархии власти Великого Новгорода.
Среди церковных булл выделяется уникальная печать ладожских владычных наместников с именем новгородского архиепископа Симеона (1416 – 1421). Эта печать тоже найдена впервые.
Среди находок выделяется миниатюрная золотая прикладная печать, которую обнаружили в слоях 30 – 40-х годов XV века. Печать напоминает медальон с ушком с остатками кожаного шнурка. На одной стороне печати зеркально вырезано «Печать Панфильева», а на другой – изображение процветшего креста. Судя по надписи, владельцем печати мог быть Панфилий Селифонтович – новгородский боярин, который на переговорах с королем Казимиром IV в 1471 году был представителем Новгорода от «житьих людей» – одного из общественных классов города, стоявших между боярством и средним купечеством.
«Находка прикладной печати Панфильева – большая удача. Подобные прикладные печати появились в Новгороде в XIV веке, когда некоторые послания начали опечатывать с помощью восковой мастики. Эти печати преимущественно вырезали из кости, изредка изготавливали из сплава на основе меди. Золотая прикладная печать найдена впервые, причем не только в Новгороде, а вообще на Руси», – отметил Петр Гайдуков.
На раскопе найдено пять берестяных грамот. Четыре из них – это фрагменты деловых распоряжений, перечни должников с указанием денежных сумм и местом их проживания. Грамоты содержат интересные детали: например, в грамоте № 1146 упоминается существующее до сегодняшнего дня село Молвотицы на юго-западе Новгородской области. В грамоте № 1147 встретился редкий термин «семница» – так называлась семерка беличьих шкурок, выступавшая в качестве единицы счета мехов.
Грамота №1148 – это единственный из найденных в сезоне 2022 года полный документ. В ней приводится список имен для раздачи дорогой рыбы, привезенной, вероятно, из Приладожья или Прионежья: «Серькию лосось, Юрью лосось, Микулиньскому лосось, Лазорю коробоцка икри да торпица, Зехъну торпица да сухыхъ…».
«Лососи в берестяных грамотах уже были, а слово "торпица" встретилось впервые. Это уменьшительное от "торпа" – заимствованное из прибалтийско-финских языков название речной и озерной форели, известное по северно-русским говорам. Вместе с рыбой в перечень попала и "коробочка икры" – ранее в грамотах упоминаний об икре тоже не было, хотя они есть в других письменных источниках. Среди тех, кто удостоился этой раздачи деликатесов, выделяется названный без имени "Микулинский" – это не фамилия, но, возможно, обозначение священника из находившейся поблизости Никольской церкви. Другие персонажи, с которыми знакомит нас грамота, – безымянная монахиня, Федор, Степанида и сторож Семен – вероятно, церковный или монастырский», – сказал академик РАН Алексей Гиппиус.
Источник: Пресс-служба Института археологии РАН