Сумак — предмет младенческой гигиены как маркёр культурных миграций в древности
Сумак — предмет младенческой гигиены как маркёр культурных миграций в древности
Новая англоязычная публикация в сборнике Contact, Circulation, Exchange (Proceedings of the Modified Bones and Shell UISPP Commission Conference) рассказывает о важном гигиеническом приспособлении, которое кочевники Южной Сибири использовали для облегчения жизни младенцев. Один из авторов материала, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Андрей Павлович Бородовский, поделился краткой аннотацией работы.
«Хрестоматийно известно, что «все мы родом из детства» и практически вся окружающая предметная среда, включая гигиенические приспособления, не только супертрадиционна, но и предельно исторична. При этом, казалось бы, какое дело археологам, до той «инфраструктуры», которой обставлено отправление естественных человеческих надобностей у младенцев? Но нет, и здесь есть непочатый потенциал историко-культурных интерпретаций, опрокинутых из настоящего в прошлое. В частности, речь идет о так называемых «сумаках» – мочевыводящих трубках катетеров из переносных младенческих колыбелей. Их изготовляли из длинных костей баранов, овец и косуль. Существовали специальные трубочки для девочек и мальчиков, в конструкции которых были учтены физиологические особенности. Так что можно сказать, что древние кочевники, исходя из своих мобильных условий повседневной жизни, достаточно эффективно решили проблемы младенческой гигиены в глубокой древности, задолго до современных памперсов.
В традиционной этнографии эти предметы («сумаки») распространены достаточно широко от Средней Азии до Кавказа и Крыма, а вот среди археологических материалов Горного Алтая это пока достаточно большая редкость. Но нам, как всегда, повезло, и такие предметы удалось обнаружить на поселении Чултуков Лог-9 (Майминский район Республики Алтай). Находки позволили нашему польскому коллеге Кшиштофу Михальчевскому из Института археологии Краковского и Ягелонского университета изготовить их точные копии и экспериментально восстановить весь процесс изготовления – от целой ноги косули до готового предмета.
Однако самая главная загадка – это почему в хунно-сяньбийское время на территории Южной Сибири (Алтай, Тува) такие приспособления младенческой гигиены есть, а в этнографических материалах этих регионах они отсутствуют. Один из ответов на этот вопрос напрашивается сам собой – это последствия исхода далеких предков этносов в эпоху Великого переселения народов на сопредельные территориальные просторы Евразии, когда здесь властвовали могущественные хунну, известные в последствии как гунны. «Волны истории» потом схлынули, а традиция осталась. В последствии на этих территориях сумаки сохранились до нашего времени у киргизов, узбеков и многих других народов, происхождение которых связано с Центральной Азией. Впрочем, здесь есть и еще историческая интрига: насколько родственны те киргизы, которых «увели» из Верхнего Приобья в первой четверти 18-го столетия джунгары. Но это уже другая «фантомная» этническая тема, в которой надо еще разбираться».
Источник: ИАЭт СО РАН.