Академия

ИМКЭС СО РАН исследует тайны исчезнувшего озера

Рубрика Сибирское отделение РАН Исследования

Прекрасные пейзажи Горного Алтая живут своей отдельной жизнью, меняются в течение многих веков, их летопись пишет природа, а читают ее ученые. Достижения современной науки позволяют узнать, что же происходило с ландшафтами разных территорий, как они формировались. Вот уже 20 лет изучением формирования и деградации Чуйско-Курайского озерного бассейна занимается научный коллектив под руководством заведующего лабораторией самоорганизации геосистем Института мониторинга климатических и экологических систем (ИМКЭС) СО РАН доктора географических наук Александра Позднякова. В 2022 году ученые получили значимые научные результаты, позволившие опровергнуть катастрофическую гипотезу иссушения этого озерного бассейна.

Александру Васильевичу, недавно отметившему 85-летие, довелось поработать на Урале, Дальнем Востоке и Байкале, побывать и в других живописных уголках России – на Камчатке и Сахалине, но впервые оказавшись в Чуйско-Курайской котловине (на снимке), он был поражен ее своеобразием. Так 20 лет назад и начался этап его алтайских исследований. Ученого прежде всего заинтересовал вопрос, как формировался природный феномен озерного бассейна?

«Горное обрамление Чуйско-Курайской системы котловин включает в себя Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты с юга, Курайский хребет – с севера и хребты Сайлюгем и Чихачева – с востока и юго-востока, – рассказывает исследователь. – Площадь акватории находившегося здесь палеоозера составляла 3054 квадратных километра, глубина – 657 метров, а объем воды – 753 кубокилометра. Озеро наполнялось около 5 тысяч лет, а понижение уровня воды в нем до полного исчезновения заняло 200 лет. Одна из примечательных особенностей водоема – наличие высокой ледовой плотины, поэтому мы назвали этот объект Чуйско-Курайским ультравысоконапорным ледово-подпрудным озером».

Научный коллектив под руководством Александра Позднякова в ходе многолетних полевых экспедиций исследовал, измерил и описал более двухсот абразионно-аккумулятивных террас, которые образовались в результате спуска озерного бассейна. Некогда каждая из них становилась кусочком пляжа, освобожденного ото льда в течение короткого, продолжительностью менее трех месяцев, лета. Каждый год с понижением уровня озера формировался новый уровень террас.

«Одной из известных ранее гипотез о причинах деградации озерного бассейна являлась катастрофическая, – поясняет Александр Васильевич. – Суть ее заключалась в следующем: в результате разрушения удерживающей озеро ледовой плотины в Курайской части бассейна сформировался гигантский водоворот, который изменил окружающий рельеф. Однако проведенные нашим коллективом исследования опровергли эту гипотезу, доказав постепенный уход воды из озерной котловины».

Маркером длительности этого процесса является формирование морфоскульптуры – комплекса из тех самых двухсот террас, постепенно меняющих свой уровень, появляющихся по мере обнажения поверхности склонов и днища котловин. Как отмечает ученый, если бы в Курайской котловине действительно образовался водоворот со скоростью течения 5–10 метров в секунду, то в настоящее время мы созерцали бы лишь каньоны и острые скалы, но никак не лестницу абразионных террас. Вывод исследователей подтверждается пространственно-временной гидродинамической несовместимостью разнородных явлений: формирование абразионных уступов в волноприбойной береговой зоне озерного бассейна не допускает возможности образования высокоскоростного водоворота. Следовательно, грядово-ложбинный рельеф в Курайской котловине формировался в период, предшествующий образованию озера, что и было подтверждено впервые установленной исследователями озерной толщи осадков, покрывающих поверхность древнего грядово-ложбинного рельефа. Александр Васильевич указал еще на один фактор, опровергающий катастрофическую гипотезу.

– Ледовая плотина, испытывавшая огромное давление, которая удерживала озеро в течение многих сотен лет, формировалась в результате ежегодного самонамораживания, происходившего в идеальных климатических условиях перигляциальной зоны в узкой долине. В отличие от горных ледников здесь не было условий для формирования трещин, которые бы привели к катастрофе.

– Когда все-таки исчезло озеро и что стало причиной этого?

– Полагаю, что это случилось 8 тысяч лет назад. Образование ледово-подпрудных озер было связано с похолоданием, сопровождавшимся увеличением количества осадков в виде снега, сокращением продолжительности лета. А их исчезновение и постепенное сокращение площади и объема ледников – с потеплением климата.

Источник: научно-информационный портал «Поиск».
Автор: Ольга Булгакова.