Академия

Тему «Коллекционирование как явление современной культуры» обсудили на круглом столе Научного совета РАН «История мировой культуры»

Тему «Коллекционирование как явление современной культуры» обсудили на круглом столе Научного совета РАН «История мировой культуры»

Совместный круглый стол Научного совета РАН «История мировой культуры» и Благотворительного фонда поддержки и развития современного искусства «Винзавод» прошёл 4 марта 2025 года в ЦСИ Винзавод в Москве. Круглый стол был посвящён обсуждению задач, вызовов и перспектив коллекционирования современности. В центре внимания стояли вопросы о принципах коллекционирования современного искусства и участие коллекционера в формировании культурной политики. Свою позицию выразили ведущие представители культурных институций и коллекционеры современного искусства.

Директор Государственного Эрмитажа, председатель Научного совета РАН «История мировой культуры» академик РАН Михаил Пиотровский выступил с сообщением «Коллекционер и музейный хранитель: две психологии или одна?» Он отметил: «Психология коллекционера и музейного хранителя — это две стороны одной жадности. Коллекционер стремится собрать, найти, ощутить триумф обладания, а музей — разложить по полочкам, систематизировать и сохранить. Но без коллекционеров музеи бы не пополнялись». Михаил Пиотровский подчеркнул важность взаимодействия музея и коллекционера: «Во всём мире музеи существуют благодаря коллекционерам. Но чем старее искусство, тем сложнее ситуация. Антикварный рынок находится под пристальным контролем, и сегодня частные коллекционеры оказываются под ударом. Однако именно они часто спасают уникальные вещи, которые могли бы исчезнуть».

Опытом коллекционера поделилась основатель Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко. Она рассказала о важности поддержки молодых художников: «Коллекционирование — это не просто про владение, это про участие в системе искусства. Мы видим, как за последние 17 лет в России появилось в несколько раз больше художников. Это не случайно — новые институции, фонды, программы поддержки помогают системе становиться устойчивее».

Коллекционер, председатель Попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие», создатель фестиваля «Выкса | Арт-овраг» Ирина Седых в своём выступлении подчеркнула роль коллекции в формировании моногорода на примере Выксы: «Коллекционирование — это не только про частные собрания, но и про развитие городской среды. В Выксе мы создаём коллекцию современного искусства прямо в пространстве города. Это меняет восприятие места, его жителей и даже помогает привлекать новых людей».

Основательница частного Музея AZ в Москве Наталия Опалева выступила с сообщением о создании частного музея и его миссии: «Когда-то искусство 1960-х было вытеснено из государственных музеев. Сегодня с современным искусством происходит похожая ситуация. Частные коллекционеры и музеи — это те, кто может сохранить целые пласты истории искусства».

О формировании музейной коллекции современного искусства рассказала заведующая отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Марина Шульц: «Музей — это не просто хранилище искусства, это учебник, который постоянно дописывается. Коллекция должна включать современное искусство, чтобы посетители могли видеть, как оно развивается».

Коллекционер, галерист, искусствовед, куратор, член правления Ассоциации галерей Сергей Попов рассказал о роли галерей в системе искусства: «Галереи — это не просто выставочные пространства, а связующее звено между художниками, коллекционерами и музеями. Они делают первичный отбор, помогают художникам стать заметными и формируют рынок искусства».

Видеозапись круглого стола доступна на RUTUBE-канале Научного совета РАН «История мировой культуры».

Новости Российской академии наук в Telegram →