Термобарьерное покрытие из церата стронция для газотурбинных двигателей
Термобарьерное покрытие из церата стронция для газотурбинных двигателей
Сотрудники Института химии твёрдого тела УрО РАН и Уральского федерального университета им. первого президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) совместно с коллегой из и Технического университета им. Малека Аштара (Исфахан, Иран) разработали термобарьерное покрытие из церата стронция для газотурбинных двигателей (ГТД).
Покрытие не уступает аналогам по тепловым нагрузкам (выдерживает до 1200 ℃) и устойчиво при длительном высокотемпературном воздействии: не разрушается и не меняет форму, что предотвращает коррозию и быстрый износ деталей двигателя. Кроме того, покрытие из церата стронция обойдется в несколько раз дешевле аналогов. Разработка может быть использована в различных областях, где требуются высокопроизводительные и надежные ГТД — в авиации, энергетике, кораблестроении и т. д. Подробная информация опубликована в журнале Surface and Coatings Technology. Исследование выполнено при финансовой поддержке Стипендии и гранта Президента РФ (№ МК-4058.2022.4). Экспериментальные работы проводились в рамках государственного задания № АААА-А19-119031890026–6.
«Современные газотурбинные двигатели являются дорогостоящими и технически сложными установками, которые используются в авиации, энергетике, военно-промышленном комплексе. Эффективность таких установок зависит от температуры рабочих газов перед турбиной — чем выше температура, тем меньше нужно топлива для создания той же мощности. Однако значительное повышение температуры приводит к быстрому износу ГТД из-за температурной коррозии. Одним из решений является разработка новых термобарьерных покрытий», — поясняет руководитель проекта, старший научный сотрудник лаборатории ионики твердого тела ИХТТ УрО РАН Роман Шишкин.
Принцип работы ГТД выглядит следующим образом — из компрессора в камеру сгорания попадает сжатый атмосферный воздух, который, смешиваясь с топливом, начинает воспламеняться и высвобождать большое количество энергии в виде горячих газов. Они преобразуются в механическую работу и приводят в действие турбину. Чтобы защитить двигатель от перегрева и сохранить его производительность, на поверхность наносится термобарьерное покрытие, которое создаёт теплоизоляционный слой, защищающий ГТД от теплового удара. В настоящее время такие покрытия создают из диоксида циркония, однако и он имеет свои недостатки.
«Сегодня в качестве термобарьерных покрытий в основном применяется диоксид циркония, стабилизированный иттрием, который показывает сопротивление тепловому удару и тепловой усталости до 1200 °С. Тем не менее данный материал обладает рядом критических недостатков — при длительном высокотемпературном применении происходит ускоренное спекание вещества и его разрушение. Это мотивирует учёных по всему миру, в том числе и нас, искать новые материалы для термобарьерных покрытий. Церат стронция является наиболее перспективным материалом, который в будущем сможет преодолеть планку в 1200 °С и стабильно работать при температурах 1300 °С и больше, что будет выгодно отличать его от аналогов. Однако для этого потребуются дальнейшие исследования», — поясняет младший научный сотрудник лаборатории композитных материалов, плёнок и покрытий УрФУ Николай Барашев.
Термобарьерное покрытие из церата стронция наносят методом атмосферного плазменного напыления. В этом случае порошок церата стронция попадает в плазменную струю, где быстро плавится, а затем распыляется на поверхность детали двигателя. Чтобы проверить жаропрочность покрытия, ученые нанесли его на никелевый суперсплав, который затем поместили в трубчатую печь и выдерживали при температуре 1200 °С в течение пяти минут, после чего вынимали и охлаждали в течение такого же времени. После 44 таких температурных циклов покрытие сохранило прочность и целостность.
В целом, отмечают учёные, устойчивость к высоким температурным нагрузкам и низкая теплопроводность делают термобарьерные покрытия на основе церата стронция перспективными для дальнейших исследований.
Источник: УрФУ.