Участие в совместном заседании коллегий Минтранса и Минобрнауки России
Участие в совместном заседании коллегий Минтранса и Минобрнауки России
Открывая заседание, Виталий Савельев подчеркнул, что в рамках программы «Приоритет-2030» российскими университетами проводятся важные для транспорта исследования и разработки. Хороший пример – совместные технологические решения в области автономного судовождения и планирования транспортных систем агломераций Российского университета транспорта и Национального исследовательского ядерного университета.
Кроме того, глава транспортного ведомства обратил внимание на необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс новых программ для обучения кадров.«Наша страна выходит на колоссальные объемы обновления транспортной инфраструктуры, неуклонно растут грузооборот и пассажирские перевозки, оптимизируются существующие и выстраиваются новые логистические маршруты. Отрасли нужны высококвалифицированные специалисты», – отметил Министр транспорта.
Реализации программы «Приоритет-2030» особое внимание в ходе заседания коллегии также уделил Валерий Фальков. Программа уже позволила четырем вузам транспортного профиля получить дополнительные средства на развитие. Свой особый вклад в подготовку специалистов транспортной отрасли в этом году внесет и Севастопольское научно-исследовательское судно «Пионер-М», созданное при участии студентов в рамках программы «Приоритет-2030». Адаптация к потребностям реального сектора и практической подготовке студентов соответствует задаче совершенствования национальной системы высшего образования, которая с 2023 года апробируется в шести ведущих университетах страны.«Мы должны быть готовы к оперированию технологиями Blockchain и Big Data, а также к применению новейших решений в области искусственного интеллекта. В будущим году наши вузы должны внедрить в образовательный процесс не менее 30 % подобных программ. Надеюсь в данном вопросе на тесное взаимодействие транспортных вузов с вузами Минобрнауки России», – заявил он.
Отдельно глава Минобрнауки России рассказал о реализации Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года. Согласно концепции, к ключевым элементам транспортного образования относятся подготовка авиационного персонала, членов экипажей судов (в соответствии с международными требованиями), работников железнодорожного транспорта, проектирование и обслуживание транспортной инфраструктуры, а также проектирование, строительство, содержание и развитие сети автомобильных дорог. Подготовка таких специалистов проводится в рамках трех укрупненных групп: «Техника и технологии наземного транспорта», «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники», «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта». В 2022 году общее количество обучающихся по этим направлениям составило более 170 тыс. человек, на рынок труда выпущено более 30,7 тыс. молодых специалистов.«Вопросы, связанные с качеством высшего образования, не сводятся только к срокам подготовки и противопоставлению бакалавриата с магистратурой или специалитетом. Они направлены на то, чтобы вузы могли достаточно быстро трансформировать образовательные программы и оперативно реагировать на текущие перспективные потребности рынка труда», – сказал Валерий Фальков.
Продолжая обсуждение данной темы директор Административного Департамента Минтранса России Константин Пашков рассказал, что по результатам заседания президиума Правкомиссии по транспорту были сформированы предложения транспортных компаний о наполнении области образования «Транспорт» крайне востребованными сейчас специальностями и направлениями подготовки: «Организация, эксплуатация и инфраструктура железнодорожного транспорта» и «Транспортное строительство и дорожное хозяйство».
Также отмечена важность модернизации учебной, тренажерной и лабораторной базы.
Обращаясь к присутствующим Константин Пашков подчеркнул, что стабильно высокий конкурс в транспортные вузы является главной характеристикой востребованности в обществе. Воспитание специалистов на многовековых традициях является визитной карточкой системы. В связи с этим вопросы молодежной политики, противодействия экстремизму, патриотического воспитания, исторического просвещения играют огромную роль.«При содействии Минтранса России уже в следующем году будет введен в эксплуатацию новый технический парк в университете имени адмирала Ф.Ф. Ушакова в Новороссийске. Сейчас идет реконструкция учебного городка и общежития в университете имени адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге. В Москве в Российском университете транспорта начато сооружение многофункционального кластера «Образцово». Это почти 250 тыс. м²», – отметил он.
О взаимодействии организаций транспортного комплекса с Российской академией наук рассказал член-корреспондент РАН, проректор РУТ (МИИТ) Игорь Розенберг. Он сообщил, что для устойчивого развития транспортного комплекса и обеспечения его технологического суверенитета требуется эффективная и надежная система организационных, финансовых и производственных мер для ускоренного внедрения новейших достижений и результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в транспортно-промышленные технологии и системы управления.
В июне текущего года при поддержке Минтранса и президиума Российской академии наук был создан научный совет РАН «Окружающая среда и транспорт».
Участники заседания также посетили учебно-тренировочный комплекс для подготовки специалистов в области автономного судовождения, тренажерный комплекс радиолокационной станции, средств автоматической радиолокационной прокладки, электронной картографической навигационно-информационной системы.«За эти несколько месяцев удалось организовать по ключевым научным направлениям взаимодействия ведущих институтов РАН с научно-образовательным комплексом Минтранса России, который сегодня включает 19 отраслевых вузов, это более 20 тысяч профессорско-преподавательского состава и более 250 тысяч студентов и аспирантов», – подчеркнул он.
Министерство транспорта Российской Федерации.