В Восточной Сербии прошла научная экспедиция РАН
В Восточной Сербии прошла научная экспедиция РАН
По словам главного научного сотрудника Отдела этнолингвистики и фольклора Института славяноведения Анны Плотниковой, целью этнолингвистического обследования была похоронно-поминальная обрядность.
Этнолингвистическая экспедиция Института славяноведения Российской академии наук прошла в марте в Восточной Сербии, на границе с Болгарией. Об этом рассказала корреспонденту ТАСС руководитель экспедиции, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Отдела этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН Анна Плотникова.
«Экспедиция проходила, главным образом, в Неготинском крае Восточной Сербии, вместе с тем удалось посетить город Заечар и ближайшее к нему село Велики-Извор. В Неготинском крае исследования проводились в сербских селах Роглево, Смедовац, Раяц, которые представляют особый интерес для этнолингвиста, поскольку отчасти находятся в окружении влашских (румынских) сел в восточной Сербии. В этих селах работа велась почти 10 дней, причем в ходе экспедиции совместно со старшим научным сотрудником Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Наталией Голант удалось также обследовать сербское село Брачевац на сербско-болгарской границе. В результате вся экспедиция длилась две недели, включая также обследование влашского села Шипиково», – сообщила Плотникова.
Ученый рассказала, что целью этнолингвистического обследования была похоронно-поминальная обрядность, поскольку это наиболее консервативная сфера ритуально-магических практик в целом.
«В данном случае были интересны как архаические черты славянской традиции, здесь сохранившиеся, так и заимствования из влашской народной культуры, нашедшие отражение и в лексике местного диалекта, и в народной культуре исследуемой сферы народной традиции», – рассказала доктор наук.
Плотникова отметила, что в ходе изучения удалось выявить отчетливое влияние влашской культуры, включая обряд ношения воды через 40 дней после смерти человека, многоступенчатый обряд 40-дневного праздника памяти умершего. В то же время среди архаических славянских представлений в регионе были выявлены следы древних верований о том, что умершим требуется «обогрев» на том свете, для чего в ночь на Великий четверг разжигают костры. Кроме того, жители региона считают, что умершему нужны деньги, питье, еда, бытовые предметы, которые кладут в руки или одежду, в гроб и могилу. Завершение похорон в исследованных селах характеризуется битьем посуды на неизвестной (забытой) могиле и другие.
Вся работа велась при организации и финансировании Российского научного фонда в рамках проекта «Славяно-неславянские пограничья: похоронно-поминальный обряд в этнолингвистическом освещении». Результатом экспедиции стало углубление научных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии соседствующих этносов и языков, в данном случае – сербского и влашского (румынского), отметила Плотникова.
Источник: ТАСС.