За ходом солнечного затмения Институт солнечно-земной физики СО РАН наблюдал с помощью коллег в Мексике
За ходом солнечного затмения Институт солнечно-земной физики СО РАН наблюдал с помощью коллег в Мексике
Восьмого апреля 2024 года прошло одно из самых продолжительных солнечных затмений в текущем веке — максимальная длительность полной фазы составила 4 минут 28 секунд. Тень Луны пробежала по территории Мексики, Соединенных Штатов Америки, Канады и по акватории океана.
В Иркутске сформировалась давняя традиция — полные затмения стараться не пропускать. За последний 18-летний цикл затмений (сарос), начиная с марта 2006 года, иркутские наблюдатели не наблюдали только одно затмение — в 2021 году, в Антарктиде, в разгар эпидемии ковида.
В Северную Америку на затмение 2024 отправилось немало россиян. В команде «астровертов» под руководством известного российского астронома Станислава Короткого в Мексику улетели около сорока охотников за затмениями, включая иркутянина, кандидата физико-математических наук Даниила Мячина. Даниил защищал свою диссертацию по физике Солнца в иркутском Институте солнечно-земной физики СО РАН. Эта опытная команда выполнила успешные съёмки в мексиканских горах на высоте 2400 метров над уровнем моря на территории деревенской школы в городке Ла Лус (La Luz), что переводится как «свет» — знаменательное название для наблюдений Солнца! Несмотря на сильный ветер, российские астрофотографы получили многочисленные качественные изображения солнечной короны.
На берегу Тихого океана, в поселке Масатлан провели наблюдения иркутяне Андрей и Ольга Ожогины. Ольга — научный сотрудник уже упомянутого Института солнечно-земной физики СО РАН, специалист по солнечной активности. На её счету — наблюдения полных солнечных затмений в Братске (1981), Новосибирске (2008), на острове Пасхи (2010), в Австралии (2012), в США (2017). Вместе с ними проводил наблюдения многолетний член иркутской команды, известный астроном, кандидат физико-математических наук из подмосковной Черноголовки Михаил Гаврилов (на его счету более десяти затмений). Ожогины и Гаврилов наблюдали прямо на крыше отеля в Масатлане. Погода здесь была не оптимальной, по небу несло высокие перистые облака, но наблюдения прошли успешно — удалось получить отличные снимки. Продолжительность полной фазы здесь составила 4 минуты 10 секунд, и этого вполне хватило.
Неплохую коллекцию фотографий собрал и астрофотограф, наш давний товарищ Александр Кривенышев из штата Нью-Джерси (США). Иркутяне уже не раз встречались с ним на затмениях в самых разных уголках планеты. Он тоже немного иркутянин — его сестра живет в Иркутской области. Александр тоже наблюдал в Масатлане, примерно в десяти километрах от иркутян.
Во время затмения сильно потемнело, ярко загорелись Венера и Юпитер, на лёгких облаках было хорошо видно, как движется край лунной тени.
Форма солнечной короны, по предварительным данным, выглядит «растрёпанной», с длинными корональными лучами, «торчащими» во все стороны. Это типично для фазы максимума цикла солнечной активности, который мы сейчас переживаем. Более подробно об особенностях «мексиканской» короны можно будет сказать позднее, после обработки комбинированных изображений. На полученных фотографиях отлично видны мощные протуберанцы на Солнце, вздымающиеся из малиновой хромосферы в серебристую корону Солнца.
Затмение состоялось (а куда бы оно делось), наблюдения выполнены успешно. Иркутяне (кстати, все выпускники Иркутского государственного университета) добавили в свой список ещё одно яркое событие.
Текст: Сергей ЯЗЕВ,
профессор ИГУ, старший научный сотрудник ИСЗФ СО РАН.
Источник: ИСЗФ СО РАН.