Академия
Академик Дидманидзе Отари Назирович

03 октября

Академик Дидманидзе Отари Назирович

70 лет

Персональная страница

Отари Назирович Дидманидзе родился 3 октября 1954 года в с. Марадиди Хелвачаурского района Аджарской АССР.

В 1982 году окончил с отличием Московский институт инженеров сельскохозяйственного производства им. В. П. Горячкина (МИИСП), в 1979–1982 гг. являлся Ленинским стипендиатом, в 1982–1986 гг. там же окончил аспирантуру. В МИИСП (с 1993 года – «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина» – далее МГАУ им. В. П. Горячкина): в 1982–1983 гг. – старший лаборант Кафедры «Эксплуатация машинно-тракторного парка», в 1986–1988 гг. старший научный сотрудник, в 1988–1989 гг. – ассистент Кафедры, в 1989–1996 гг. – доцент Кафедры, в 1996–1999 гг. – профессор Кафедры, в 1999–2013 гг. – заведующий Кафедрой «Автомобильный транспорт» МГАУ им. В. П. Горячкина. Одновременно – заместитель директора Инженерно-экономического института. В 2004–2012 гг. –директор Института непрерывного профессионального образования (ИНПО) МГАУ им. В. П. Горячкина. В 2012–2013 гг. – проректор по непрерывному образованию и профориентационной работе – директор Института непрерывного профессионального и дополнительного образования МГАУ им. В. П. Горячкина. В 2013 году назначен заместителем председателя Комиссии по реорганизации ФГБОУ ВПО РГАУ – МСХА имени К. А. Тимирязева, ФГБОУ ВПО МГАУ имени В. П. Горячкина и ФГБОУ ВПО МГУП. Далее – в ВПО «Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева» (РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева): в 2013–2014 гг. – проректор по дополнительному образованию и повышению квалификации. После объединения с МСХА: в 2014–2015 гг. – директор Института непрерывного профессионального образования «Высшая школа управления АПК» РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, с 2015 года – профессор Кафедры «Автомобильный транспорт» ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева. В настоящее время заведующий Кафедрой тракторов и автомобилей РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева.

Член-корреспондент РАСХН с 2010 года, член-корреспондент РАН с 2014 года, академик РАН с 2019 года – Отделение сельскохозяйственных наук.

Академик О. Н. Дидманидзе – видный учёный в области механизации сельского хозяйства и эксплуатации транспортных средств, ресурсосбережения в производственных процессах агропромышленного комплекса. Его научные интересы: исследования проблем рационального использования транспорта и транспортно-технологических средств, в том числе на электрической тяге, электромобиль, системный подход, тракторы, сельскохозяйственные машины, альтернативные виды энергии, электроагрегаты, техническая эксплуатация. О. Н. Дидманидзе принадлежит научное открытие № 428 – «Явление эндогенной периодической активности плодов растений».

В 1985 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1996 году защитил докторскую диссертацию, с 1997 года – профессор.

В 1981–1982 годах О. Н. Дидманидзе был командиром студенческого механизированного комплекса «Горячкинец», работавшего в Тургайской области – по результатам работы механизированного комплекса награждён медалью «За трудовое отличие», а комплекс «Горячкинец» стал Лауреатом премии Московского комсомола.

До 1999 года работал на Кафедре «Эксплуатация машинно-тракторного парка» – прошёл все ступени карьерного роста от старшего лаборанта до профессора. Избирался председателем Совета молодых учёных и специалистов института. Выполнял все виды учебных занятий: лабораторно-практические, семинарские, дипломное проектирование и руководство производственной практикой.

В чем видит О. Н. Дидманидзе ценность своего научного направления, цитируем его: «Земледелие ещё долго останется основным процессом производства продовольствия, и машины для обработки почвы будут востребованы. Основную долю среди них составят те, которые обеспечат наибольшую производительность работ и продуктивность производства продовольствия без нанесения ущерба окружающей среде, обеспечивая высокую экономическую эффективность. В ближайшее время производители пойдут по пути создания тракторов с ДВС (работающих на бензине), имеющих мощность, превышающую не менее чем в 2 раза требуемую для тяговых задач в базовой комплектации. Тракторы будут с бесступенчатой трансмиссией, позволяющей оптимизировать режим работы трактора и двигателя. Эти задачи уже сейчас решаются электронной системой управления, которая согласована с рабочим орудием и с навигационным оборудованием, способна использовать технологии точного земледелия и участвовать в системе «Интеллектуальное сельское хозяйство». Востребованными останутся как тракторы с колёсным, так и с гусеничным движителем. Изменение гусеничного движителя для сельскохозяйственных тракторов пойдёт в направлении создания резиноармированной гусеницы или её аналога с целью снижения стоимости и повышения ресурса. По мере развития разветвлённой сети электростанций из возобновляемых энергоресурсов (солнечные, ветряные, гидравлические, тепловые и т. д.) станут востребованы электрические тракторы. На переходном этапе развития будут создаваться тракторы с гибридными энергетическими установками, имеющими преимущества по управляемости процессами в машине и орудии, способностью обеспечивать электроэнергией сельскохозяйственные орудия как для их рабочих процессов, так и с целью обеспечения их активного привода для создания тягового усилия».

Основные результаты деятельности О. Н. Дидманидзе включают:

• учебник «Техническая эксплуатация автомобилей», допущенный Федеральным УМО по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», уровень образования – «бакалавриат», 23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», уровень образования – «магистратура», 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства», уровень образования – «специалитет», 23.06.01 – «Техника и технологии наземного транспорта», уровень подготовки «подготовка кадров высшей квалификации»;

• разработаны и изготовлены действующие экспериментальные модели комбинированных энергоустановок на базе автомобиля и трактора сельскохозяйственного назначения;

• организована лаборатория исследования тягово-транспортных средств с комбинированными энергоустановками и создана такая установка на базе трактора ВТЗ–2048-А, предоставленного Владимирским моторо-тракторным заводом – на выставке «День Российского поля – 2008» энергоустановка получила золотую медаль за лучший инновационный проект. Спустя полгода разработка была представлена на выставке «Золотая осень – 2008», где получила золотую и бронзовую медали.

Под руководством О. Н. Дидманидзе и при непосредственном участии разработаны положения по оптимизации производственных процессов в различных направлениях растениеводства, в частности, таких, как возделывание картофеля, зерновых культур, чая, винограда, плодовых культур, заготовка кормов и производство посадочного материала.

В последние годы О. Н. Дидманидзе занимается разработкой энергосберегающих систем на транспорте. Основным направлением являются комбинированные энергоустановки для использования в тягово-транспортных средствах. Данный тип транспортных средств принят в программе Московского Правительства по экологизации транспорта, как один из возможных вариантов снижения количества вредных выбросов. В частности, под руководством О. Н. Дидманидзе была разработана и изготовлена экспериментально действующая модель, установленная на автомобиль ВАЗ-2121 «Нива».

О. Н. Дидманидзе руководит научными исследованиями, направленными на разработку газового двигателя для агропромышленного комплекса, работающего на сжиженном метане с непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания, а также разработкой трактора с электромеханической трансмиссией. По данному направлению научных исследований в 2018 году получены 2 золотые медали.

В настоящее время под руководством О. Н. Дидманидзе разрабатываются учебно-методические пособия по диагностике и эксплуатации транспортных средств с комбинированными энергоустановками.

Преподаваемые им дисциплины: «Техника транспорта, обслуживание и ремонт», «Производственная и техническая инфраструктура предприятий», «Техническая эксплуатация автомобилей», «Проектирование и эксплуатация транспортных средств с комбинированными энергоустановками», «Современные проблемы и направления развития конструкции и технической эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин», «Современные проблемы и направления развития технологий применения транспортных и транспортно-технологических машин», «Научно-исследовательская деятельность при решении инженерных и научно-технических задач».

Преподаваемая дисциплина на Кафедре «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» МАДИ – «Инновации в применении транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования». В течение ряда лет принимает участие в работе Государственной аттестационной Комиссии в качестве председателя в разных вузах РФ и ближнего зарубежья. Регулярно участвует в Российских и Международных научно-практических конференциях, выступая с докладами.

Из интервью О. Н. Дидманидзе: «Без науки и образования российские производители сельхозтехники не обойдутся. Новые реалии обязывают аграрные вузы нашей страны усилить работу по многим направлениям подготовки кадров. Мы вместе должны найти ещё более эффективные методы обучения для решения кадрового вопроса в отрасли сельского хозяйства. Мы также должны задуматься над тем, чтобы восстановить систему машинно-технологических станций (МТС) по примеру того, как это было во времена СССР».

Осуществляя научно-методическую и координирующую роль при выполнении научно-технических программ, О. Н. Дидманидзе создал научную школу «Ресурсосбережение в сельскохозяйственных производственных процессах», объединяющую научные коллективы многих НИИ и вузов – им подготовлено и защищено 15 докторских и 55 кандидатских диссертаций.

Им опубликовано более 300 научных трудов, в том числе 21 монография, более 50 учебников и учебных пособий. Имеет 34 авторских свидетельств и патентов на изобретение. Специалистам известны его труды, написанные индивидуально или в соавторстве: «Радиатор с полиуретановой сердцевиной в блочной системе охлаждения двигателя», «Результаты испытаний полимерного радиатора системы охлаждения трактора МТЗ-80», «Выбор ресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур», «Проблемы и перспективы импортозамещения на автомобильном транспорте», «Трактор с комбинированной энергоустановкой», «Технологические процессы диагностирования и технического обслуживания двигателей транспортных и транспортно-технологических машин», «Автоматизированное проектирование ресурсосберегающих машинно-тракторных агрегатов», «О перспективах развития автомобильного транспорта в агропромышленном комплексе», «Техническая эксплуатация автомобилей» (2017), «Modernization of the cooling system in tractors with gas engines», «Вспашка», «Оптимизация состава и режимов работы средств для сбора, транспортировки и первичной переработки чайного листа», «Использование суперконденсаторов в комбинированных энергоустановках тягово-транспортных средств», «Техническая эксплуатация автомобилей: учебное пособие для студентов вузов» (2005), «Комплексное проектирование механизированных производственных процессов в растениеводстве: учебное пособие для студентов с.-х. высш. учебных заведений», «Управление техническими системами в условиях информационной неопределенности», «Транспорт в сельскохозяйственном производстве: учебно-метод. комплекс: учебное пособие для студентов вузов», «Совершенствование системы подготовки кадров в высших учебных заведениях Минсельхоза России», «Особенности проектирования качества технологичности конструкции тягово-транспортных средств», «Дополнительные образовательные услуги в подготовке агроинженерных кадров», «Проблемы повторного использования рециклируемых материалов», «Вектор развития процессов утилизации технических средств в АПК» и др.

Член редколлегий и редсоветов журналов «Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета», «Международный технико-экономический журнал», «Аграрная наука».

Почётный академик Академии сельскохозяйственных наук Республики Грузия, Почётный профессор Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата (Республика Казахстан).

С 2022 года председатель диссертационного совета по специальностям 4.3.1 и 4.3.2, член Учёного совета ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева», член Учёного совета Института механики и энергетики имени В. П. Горячкина.

Заслуженный деятель науки РФ. Заслуженный работник высшей школы РФ.

Награждён медалью «За трудовое отличие».

Отмечен юбилейной медалью «300 лет Российской академии наук».

Ему вручены: нагрудный знак «За верность профессии» (Минпросвещения России), нагрудный знак «Почётный автотранспортник», Почётный знак «За успехи в аналитической работе», серебряная медаль «За вклад в развитие агропромышленного комплекса России», Памятная медаль Министерства сельского хозяйства РФ «50 лет начала освоения целинных земель».

Удостоен звания «Почётный работник высшего профессионального образования РФ», почётного звания «Почётный работник сферы образования РФ», звания «Почётный работник Агропромышленного комплекса РФ», Почётной грамоты Министерства сельского хозяйства РФ, Благодарности Общественного совета при Министерстве транспорта РФ.

Ему вручён «Орден чести» Республики Грузия, звание «Почётный работник высшего профессионального образования Республики Казахстан».