Академик Стародубов Владимир Иванович

17 мая

Академик Стародубов Владимир Иванович

75 лет

Персональная страница

Владимир Иванович Стародубов родился 17 мая 1950 года на станции Кособродск Каргопольского района Курганской области.

В 1973 году окончил Свердловский государственный медицинский институт по специальности «лечебно-профилактическое дело», во время учёбы был Ленинским стипендиатом. Далее — хирург и зав. операционным блоком городской больницы № 2 в Нижнем Тагиле. В 1977–1980 гг. — ассистент в Свердловском государственном медицинском институте. В 1980–1981 гг. — главный врач городской клинической больницы № 27 Свердловска. В 1981–1989 гг. — инструктор отдела науки и учебных заведений Свердловского обкома КПСС, затем — первый заместитель заведующего по лечебной части главного управления здравоохранения Свердловского облисполкома. В 1989–1990 гг. — начальник Главного управления лечебно-профилактической помощи Минздрава РСФСР. В 1990–1994 гг. — заместитель министра здравоохранения РФ. В 1993 году избран председателем впервые созданного правления Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). В 1994–1996 гг. — заведующий кафедрой экономики, здравоохранения и медицинского страхования Российского государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова. В 1996–1998 гг. — заместитель министра здравоохранения РФ. В 1998–1999 гг. — министр здравоохранения РФ. В 1999–2004 гг. — директор Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ. В 2004–2008 гг. — первый заместитель, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ. В 2008–2020 гг. — директор ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России (ЦНИИОИЗ), далее — научный руководитель ЦНИИОИЗ.

В 2011–2013 гг. — вице-президент Российской академии медицинских наук. В 2015–2017 гг. — заместитель президента РАН, с 2017 года — академик-секретарь Отделения медицинских наук РАН.

Член-корреспондент РАМН c 2000 года, академик РАМН c 2004 года, академик РАН c 2013 года — Отделение медицинских наук.

Академик В.И. Стародубов — крупный учёный и выдающийся организатор здравоохранения, известный в стране и за рубежом. Основными направлениями научных исследований В.И. Стародубова являются разработка, обоснование и исследование правовых, организационно-методических и экономических аспектов реформирования системы здравоохранения страны, изучение медико-демографических процессов и показателей здоровья населения, научная разработка мониторинга деятельности системы здравоохранения в современных социально-экономических условиях, формирование модели счетов здравоохранения и аудита эффективности использования государственных ресурсов в здравоохранении; новые направления политики в области охраны здоровья населения (восстановительная медицина, медицинская реабилитация). Им внесён существенный вклад в восстановление системы текущего и стратегического планирования в охране здоровья населения и здравоохранения, в обоснование экономических отношений в системе организации медицинской помощи, в обеспечении качества и эффективности лечебно-профилактической помощи, в рационализации расходования средств в здравоохранении. Все это позволило улучшить демографическую ситуацию в стране.

В.И. Стародубов руководил разработкой Концепции реформы управления и финансирования здравоохранения РФ в современных социально-экономических условиях, внёс существенный вклад в создание нормативно-методической базы для работы системы обязательного медицинского страхования. Благодаря трудам В.И. Стародубова были усовершенствованы меры по борьбе с социальными болезнями, в результате снизилась смертность от туберкулёза, сократились темпы распространения ВИЧ-инфекции.

Главный внештатный специалист по медицинской статистике Минздрава РФ. В 1998–1999 гг. и в 2008–2011 гг. В.И. Стародубов был представителем РФ в Исполнительном комитете Всемирной организации здравоохранения, что позволило интегрировать лучшие мировые практики в отечественную систему здравоохранения.

В 1986 году защитил кандидатскую диссертацию «Хирургия поджелудочной железы», в 1997 году защитил докторскую диссертацию «Научное обоснование развития здравоохранения в условиях социально-экономических реформ», профессор.

В 1990-е годы В.И. Стародубов был участником ряда комиссий и советов:

• при Президенте РФ: Совета по социальной политике; Совета по делам инвалидов;

• при Правительстве РФ: Санитарно-противоэпидемической комиссии (председатель); Комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; Межведомственной комиссии по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов (заместитель председателя); Комиссии по охране здоровья граждан (заместитель председателя); Комиссии по научно-инновационной политике;

• в составе Межведомственных комиссий Совета безопасности РФ: по охране здоровья населения; по проблемам развития Чеченской Республики и нормализации обстановки в Северо-Кавказском регионе.

В период 2004–2008 гг. состоял в правительственных комиссиях и советах: по вопросам ВТО и взаимодействия РФ с Организацией экономического сотрудничества и развития; по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; по делам несовершеннолетних и защите их прав (заместитель председателя); по техническому регулированию; по нанотехнологиям.

В.И. Стародубов является одним из основателей и разработчиков нового направления в организации здравоохранения современной России — медицинского страхования. Под его руководством были созданы основополагающие Федеральные законы в сфере медицинского страхования «О медицинском страховании граждан в РСФСР» (1991 год) и «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О медицинском страховании граждан в РСФСР”» (1993 год), которые послужили первоосновой для внедрения новых механизмов экономического управления и финансирования здравоохранения. Созданная при его непосредственном участии нормативно-методическая база в виде постановлений Правительства России, приказов и распоряжений Минздрава, Минфина России, Федерального фонда ОМС, обеспечила функционирование системы обязательного медицинского страхования, доступного каждому гражданину.

В первую очередь — это создание и последующее развитие системы обязательного медицинского страхования, которая сегодня представляет собой главный базовый элемент здравоохранения России и обеспечивает финансирование более 90 % всех оказываемых в стране объёмов медицинской помощи. В.И. Стародубов является не только одним из основоположников этой системы, но и учёным, во многом обеспечившим её теоретическое обоснование, а также организатором, обеспечившим практическое развитие этого вектора реформ. При его активном участии была создана теория, методология и система внедрения медицинского страхования в РФ, которые были направлены на определение роли и взаимоотношений субъектов медицинского страхования, определения их финансового взаимодействия и места в системе организации медицинской помощи.

Все эти сложные и последовательные этапы, реализацию которых и инициировал и обеспечивал В.И. Стародубов, позволили осуществить реальный переход отечественного здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования.

Под руководством В.И. Стародубова была разработана и принята Концепция реформы управления и финансирования здравоохранения РФ в современных социально-экономических условиях (1997 г.) — важнейший стратегический документ, который на долгие годы определил и продолжает определять эволюцию системы здравоохранения России. Следует уточнить: на тот момент многим экспертам положения Концепции казались не более, чем декларативными. В этом документе были научно обоснованы предложения по развитию здравоохранения, в том числе — по решению вопросов преобразования первичной медико-санитарной и стационарной помощи, по усилению роли профилактической направленности в охране здоровья населения. В частности, закреплено положение: «необходимо обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения, до 6-7 % внутреннего валового продукта»! Вопреки пессимистам, эта, сформулированная В.И. Стародубовым ещё в 1997 году, важнейшая и актуальная на сегодняшний день задача, задала вектор развития отрасли на многие годы вперёд. Интересно, что тот механизм, который был прописан в Концепции, далее был воспроизведён во многих федеральных целевых программах и проектах, и потому они имеют прочно закреплённое в бюджете финансирование.

В 1998 году под руководством В.И. Стародубова была проведена разработка и принятие «Программы государственных гарантий по обеспечению населения РФ бесплатной медицинской помощью» — это был первый в истории новой России документ, на основании которого была упорядочена вся деятельность по обоснованию и принятию федерального бюджета в сфере здравоохранения, бюджета ОМС! До этого исторического момента процесс принятия бюджетов здравоохранения регионов на местах осуществлялся весьма хаотично, далеко не все до конца понимали, что и в каком объёме должно финансироваться из бюджета, а что — из ОМС. Принятие этого документа во многом позволило в тот непростой период стабилизировать финансовую ситуацию в здравоохранении, удержать отрасль в труднейшие 90-е годы и начало нулевых — от деструкции и развала. Более того, этот документ заложил основу на ближайшие годы для дальнейшего развития национальной системы здравоохранения. А сегодня такой шаг является традиционным и всем организаторам здравоохранения понятно, зачем ежегодно принимается такая Программа. Данный документ с тех пор практически не изменил свою структуру и по сей день лежит в основе ежегодно принимаемых в стране программ.

При непосредственном участии В.И. Стародубова в 2005 году проходила разработка крупнейшего в истории новой России проекта в сфере здравоохранения — приоритетного Национального проекта «Здоровье». Этот Национальный проект позволил улучшить демографическую ситуацию в стране, увеличить возможности российского здравоохранения по оказанию населению высокотехнологичной медицинской помощи. С целью реализации Национального проекта «Здоровье» велась разработка принципиальных для отрасли нормативных актов, направленных на развитие первичной медико-санитарной помощи, профилактику и лечение социально обусловленных заболеваний, расширение возможностей российского здравоохранения в области оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению.

Тогда, впервые за многие годы, были приняты по инициативе и при непосредственном участии В.В. Стародубова решения по укреплению этапа первичной медико-санитарной помощи: введены доплаты участковым врачам и медсёстрам, врачам общей практики, фельдшерам ФАПов, врачам скорой медицинской помощи, обновлена материально-техническая база станций скорой медицинской помощи, произведено выделение средств из федерального бюджета на подготовку и переподготовку врачей и среднего медицинского персонала. Впервые в стране были введены родовые сертификаты, что позволило не только привлечь в отрасль дополнительные ресурсы (опять же — на постоянной основе), но и реально добиться зависимости оплаты оказанной медицинской помощи в системе родовспоможения и детям первого года жизни от её качества. Произведено полное обновление парка машин скорой медицинской помощи, оснащение необходимым диагностическим оборудованием государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

В рамках Национального проекта «Здоровье» под руководством и при личном участии В.В. Стародубова получила новый импульс развития российская высокотехнологичная помощь. Буквально за 4–5 лет были построены новые федеральные центры по наиболее востребованным видам высокотехнологичной помощи: трансплантологии, нейрохирургии, травматологии и ортопедии, перинатологии, кардиохирургии. Именно в эти годы по инициативе В.И. Стародубова было заложено сбалансированное формирование и развитие территориальной структуры российской высокотехнологичной медицинской помощи. В регионах не только создавалась сеть новых федеральных центров, но и за счёт специально выделенных (и выделяемых поныне) федеральных средств появилась возможность укрепления и развития крупных региональных клиник субъектов Федерации, оказывающих высокотехнологичную помощь. Это для очень многих пациентов означало реальную возможность сохранения жизни, уменьшение тяжёлой инвалидизирующей патологии, а ведь ещё в конце 90-х и начале 2000-х для большинства нуждающихся пациентов медицинская помощь такого уровня была недоступной.

Реализация Национального проекта «Здоровье» привела к тому, что радикально изменилась финансовая ситуация в отрасли, значительно укрепилась её материально-техническая база, сформировалась новая система управления. Интегральным результатом её эволюции стало снижение смертности, увеличение продолжительности жизни, рост рождаемости. В достижение этого результата огромную лепту внёс Владимир Иванович Стародубов — его идеи и их практическое воплощение.

В.И. Стародубов участвовал в подготовке проектов постановлений Правительства РФ «Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи» (2005 г., 2006 г., 2007 г.); в подготовке аналитических обзоров «О результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ как субъекта бюджетного планирования на 2007 г. и на период до 2010 г.»; сделал доклады: «Доклад о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2006 г.».

Он входил в состав Межведомственного научного совета Российской академии наук и Российской академии медицинских наук по фундаментальным проблемам медицины, проводил экспертную работу в качестве заместителя председателя ВАК.

В.И. Стародубов не одно десятилетие активно способствует интеграции российского и международного опыта организации систем здравоохранения. После распада Советского Союза, уменьшения обязательных взносов в ВОЗ было необходимо восстановить и укрепить роль России в глобальном здравоохранении. В.И. Стародубов способствовал назначению высококвалифицированных международных экспертов на должность Специального представителя Генерального директора ВОЗ в России и установлению с ними эффективных рабочих отношений. И результат: в годы, когда он являлся представителем РФ в Исполнительном комитете Всемирной организации здравоохранения — он начал активно продвигать в повестку дня ВОЗ вопросы борьбы с неинфекционными заболеваниями, способствуя становлению России в качестве лидера глобального здравоохранения по этому направлению. Сотрудничество укрепилось в 1998 году, когда В.И. Стародубов стал сопредседателем Комитета по здравоохранению Российско-Американской объединённой комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству. В рамках двухстороннего сотрудничества с Францией он ряд лет возглавлял направление профилактики фетального алкогольного синдрома новорождённых; с Финляндией — направление укрепления здоровья во всех секторах и оценки потенциально потерянных лет жизни из-за преждевременной смертности, с Германией — направление по оценке качества медицинской помощи. С момента создания Партнёрства «Северного измерения» в области здравоохранения и социального благополучия Институт ЦНИИОИЗ, где он много лет был руководителем, играл ведущую роль в сотрудничестве со странами Северной Европы. В 1997 году в Институте был создан и результативно работает по сей день Документационный центр ВОЗ, а с 2014 года развернули деятельность два сотрудничающих с ВОЗ центра — по системам здравоохранения и общественного здоровья и по информации здравоохранения. В 2014 году Институт стал одним из инициаторов Европейской инициативы ВОЗ по информатизации здравоохранения.

Под руководством В.И. Стародубова разрабатывались Федеральные законы в сфере здравоохранения, Федеральные целевые программы. Под его руководством была разработана, принята и реализована Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» (2007–2011 гг.). Реализация мероприятий Программы позволила снизить смертность от туберкулёза на 7,9 %, сократить темпы распространения ВИЧ-инфекции, обеспечить больных сахарным диабетом инсулином. В стране отмечается сокращение распространения инфекций, передаваемых половым путём. В.И. Стародубов большое внимание уделял внедрению института врача общей практики, который активно развивается в течение последних 20 лет и позволяет повысить доступность медицинской помощи для жителей села. В 2009 г. общим собранием Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК) В.И. Стародубов избран Президентом АСМОК 2010 г. и руководителем рабочей группы Координационно-экспертного совета по проблемам информатизации здравоохранения. Его научная деятельность в ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения охватывает ключевые направления: правовые и экономические основы реформ, анализ медико-демографических тенденций, совершенствование системы страховой медицины. Благодаря его усилиям разработаны стратегии рационального использования государственных ресурсов, а также внедрены прогрессивные модели охраны здоровья населения.

С 1999 по 2020 г. возглавлял кафедру экономики и управления здравоохранением РГМУ им. И.М. Пирогова.

Он создал собственную научную школу, в рамках которой подготовил 38 докторов и 38 кандидатов медицинских наук.

В.И. Стародубов опубликовал около 400 научных работ, в том числе 14 монографий, 5 руководств и учебных пособий. Специалистами известны его работы, написанные индивидуально или в соавторстве: «Использование системы счетов в здравоохранении», «Эффективность использования финансовых ресурсов при оказании медицинской помощи населению РФ», «Первичная медицинская помощь: состояние и перспективы развития», «Проблемы Российской смертности, её последствия и приоритетные направления действий», «Обеспечение качества медицинской помощи — приоритет системы здравоохранения // Обеспечение и контроль качества медицинской и социальной помощи населению», «Здоровье населения России в социальном контексте 90-х годов: проблемы и перспективы», «Врач первичного звена в условиях реформирования системы здравоохранения», «Стационарозамещающие формы организации медицинской помощи» и др.

Главный редактор научно-практического журнала «Менеджер здравоохранения», с 2019 года главный редактор журнала «Вестник Российской академии медицинских наук», член редколлегии журналов: «Здравоохранение РФ», «Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины», «Экономика здравоохранения», «Общественное здоровье».

Член Президиума РАН, член Экспертного совета РАН, председатель Научного совета Отделения медицинских наук РАН, член Комиссии РАН по разработке рекомендаций об объёме средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на очередной финансовый год на финансирование фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, и о направлениях их расходования, член Комиссии по уставу федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук», член бюро Научного совета РАН по проблемам защиты и развития конкуренции, член бюро Научного совета РАН «Биомедицинская физика и инженерия», член бюро Научного совета РАН «Науки о жизни», председатель Кадровой комиссии президиума РАН, член Экспертной комиссии по Большой золотой медали РАН имени М.В. Ломоносова, заместитель председателя Экспертной комиссии по Большой золотой медали РАН имени Н.И. Пирогова, председатель диссертационного совета ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России по защите докторских и кандидатских диссертаций.

Заслуженный врач РФ.

Награждён орденом Почёта, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени, медалью «За трудовую доблесть», медалью «За доблестный труд».

Удостоен Благодарственного письма от Президента РФ.

Ему вручены: знак «Отличник здравоохранения», Благодарность Минздрава России.