Академия
Академик Ушаков Дмитрий Викторович

12 мая

Академик Ушаков Дмитрий Викторович

60 лет

Персональная страница

Дмитрий Викторович Ушаков родился 12 мая 1964 года в Москве.

Окончил факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и аспирантуру Института психологии АН СССР. В 1989 году защитил кандидатскую диссертацию «Логические операции в структуре когнитивных процессов», в 2004 году защитил докторскую диссертацию «Структура и динамика интеллектуальных способностей», с 2010 – профессор. Проходил постдокторат в Университете Париж-5 (Франция) в 1991–1992 годах.

С 2003 года – заведующий Лабораторией психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН. С 2018 года – директор Института психологии РАН. В 2017–2023 гг. – заведующий Кафедрой общей психологии Факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Академик Д. В. Ушаков – известный ученый-психолог, специалист в области когнитивной психологии, психологии интеллекта, творчества и одаренности.

В 2000-х годах Д. В. Ушаковым разработана структурно-динамическая теория интеллекта, предложена «модель множественных путей», описывающая социальные и культурные влияния на развитие интеллекта и творческих способностей. Согласно структурно-динамической теории, культурная востребованность когнитивных функций влечет за собой особенности распределения интеллектуального потенциала в разные виды деятельности. Проверены и подтверждены предсказания структурно-динамической теории. В монографии «Психология интеллекта и одаренности» Д. В. Ушакова, посвященной проблемам интеллекта, творчества, одаренности, представлен современный этап развития структурно-динамической теории интеллекта, предлагается новый подход к исследованию и практической работе в области одаренности.

Д. В. Ушаков предложил понятие интенсивной системы работы с одаренными детьми, основанной на выявлении одаренности через диагностику потенциала и развитие с учетом индивидуальных особенностей – в противоположность экстенсивной, которая предполагает выявление одаренных детей на основе достижений и развитие через предоставление более сложной образовательной программы.

Книга «Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам» (под ред. Д. В. Ушакова), в авторский коллектив которой вошли известные российские и зарубежные исследователи, посвящена междисциплинарному изучению современных проблем психологии творчества, в ней рассмотрены различные уровни и аспекты творческого процесса: психофизиологический, психогенетический, эволюционный, когнитивный, личностно-мотивационный, средовой, социально-профессиональный, культурный, общесистемный.

Д. В. Ушаков вместе с Е. А. Валуевой разработал сигнальную модель инсайта – работа «Сигнальная модель инсайта: от исторических предпосылок к эмпирическим предсказаниям».

В книге Д. В. Ушакова «Социальный интеллект как вид интеллекта» раскрывается, что социальный интеллект является чрезвычайно важным практическим качеством, причем с развитием исследований выясняются новые и совсем неочевидные области его применения. Д. В. Ушаковым представлен взгляд на социальный интеллект с позиции структурно-динамической теории. Разработанный тест практического интеллекта использует наиболее существенный для жизни старших школьников материал – взаимоотношения со сверстниками, учителями и родителями.

Проблемы и задачи психологии в России обсуждались Д. В. Ушаковым совместно с А. Л. Журавлевым и А. В. Юревичем в серии статей. Пришел век психологии, психология становится частью научного управления обществом – понять общественные процессы и управлять ими при помощи науки. В науке в определенные моменты исторического времени некоторые дисциплины становятся стратегическими (например, ядерная физика стала стратегической, когда она смогла порождать огромные энергии). Психология также может решать такого рода задачи, поскольку сейчас есть много данных о связи психологических переменных с социально-экономическими, определяющими конкурентоспособность страны.

Д. В. Ушаковым, А. Л. Журавлевым и А. В. Юревичем введено понятие психосоциального человека, чтобы описать психологические механизмы социальных процессов. Модели, используемые в экономических науках, принимают человека за константу, будь то классический homo economicus или ограничено рациональный человек Г. Саймона и Д. Канемана. Такой подход не позволяет понять роль менталитета в экономике, хотя, как показали события 1990-х годов в России, определенный менталитет является необходимой предпосылкой успешной работы тех или иных социальных институтов. Институциональные реформы требуют подготовки в плане менталитета. Психосоциальный человек – это то, какие правила игры может принять человек, на основании его культурных особенностей. Понятие психосоциального человека позволяет ввести представление о психологических механизмах, обеспечивающих воспроизводство менталитета.

Важный пример: в 1990-х предпринята попытка внедрить в РФ институты западного общества – и оказалось, что они не работают, наш человек этого не принимает. Наш менталитет был настроен для совместной работы, общих проектов, но не для конкуренции. Для того чтобы заработала вся система, должны измениться либо менталитет, либо социальные институты так, чтобы оказаться соответствующими менталитету. Получается: изменив экономику, мы не можем автоматически изменить менталитет. Все законы и нормы, которые принимаются в системе государственного управления, имеют определенный психологический аспект, который редко отслеживается и контролируется. Для такого контроля должно существовать психологическое консультирование государственных решений, которое отслеживало бы психологические последствия, т. е. в этой области должна существовать стратегия.

Как показывает Д. В. Ушаков в своих работах на психологических понятиях типа когнитивного диссонанса, менталитет – это устойчивая система, которая находится под влиянием окружения, социальных институтов, но не следует за ними автоматически, у нее есть свои критические точки, точки минимума энергии, с которых столкнуть ее очень сложно, хотя возможно. Соответственно, чтобы институты функционировали нормально, нужно их конструировать так, чтобы они соответствовали менталитету. Психологическая наука может делать очень много для общества – и в крупной нынешней стратегической перспективе, и в глобальной постгуманистической перспективе.

Институт психологии РАН, который возглавляет Д. В. Ушаков, был создан более полувека назад в период соперничества систем – тогда большую роль играло психологическое сопровождение космонавтики, авиации. Основная задача, стоящая сегодня перед Институтом, выполняется – отслеживать все основные направления развития современной психологии в мире. Д. В. Ушаков лично является руководителем Лаборатории психологии и психофизиологии творчества, изучающей природу творчества, психофизиологические показатели творческого потенциала личности и высших психических процессов, когнитивные основы творчества, творчество и интеллект в социальном контексте.

Из интервью Д. В. Ушакова в отношении темы искусственного интеллекта (ИИ), которая очень беспокоит общественность: «Возможности искусственного интеллекта очень велики. Перспективы волнуют, радуют и – ужасают одновременно.

Поток идей из психологии и нейрофизиологии в область искусственного интеллекта есть сегодня и будет завтра. Скажем, нейросети последние десять лет составляют основную «точку роста» искусственного интеллекта – это идея Фрэнка Розенблатта, специалиста в области психологии и физиологии. Идея была в том, чтобы создать такую систему, которая была бы похожа на нейронную сеть человека и могла бы обучаться. Хотя сегодняшние сети глубокого обучения работают не так, как человеческий мозг.

Возможен ли сценарий «бунта машин»? – по этому поводу сегодня существуют реальные опасения. Известно совместное выступление Билла Гейтса, Стивена Хокинга и ряда других: когда искусственный интеллект превзойдёт своим разумом человека, он может уничтожить человечество, причем, что называется, не со зла. Это как у людей, которые строят плотину, и не хотят зла муравьям – однако муравейник попадёт под затопление, т. е. муравьи просто побочные жертвы

Искусственный интеллект по небольшому видеофрагменту может сказать о человеке очень важные вещи – про его состояние, про его когнитивные способности, про его личностные характеристики и т. д. ИИ создает невиданные возможности вычисления психологических тайн людей и их слабостей, а также средств воздействия. В истории человечества происходит уменьшение физического принуждения, но повышение более эффективного принуждения путем манипуляций. Могут начаться исследования по отработке технологий ИИ по выявлению индивидуальных уязвимостей людей с дальнейшим воздействием на них в нужном кому-либо направлении.

Психология призвана найти место человека в этом новом мире. На долю человека остаётся незаместимая функция – желание, воля, мотивация. Именно человек должен определять, куда идти, но делать это с помощью машин, организовывать технологии искусственного интеллекта так, чтобы это помогало человеку, а не препятствовало ему.

Когда люди пытаются использовать ИИ против других людей, они создают разрушительные системы – и дают ИИ возможность это делать. Так появляется возможность неконтролируемого исхода. В той степени, в какой люди контролируют сами себя, они контролируют и ИИ. Опасность ИИ – это не опасность ИИ самого по себе, это опасность людей, опасность жизни духа.

ИИ – такая же опасность, как и ядерное оружие, он может привести к исчезновению человечества. Нужно вырастить в себе способы и методы, которые это предотвратят.

Вопрос: а можно ли сделать так, чтобы у каждого человека был такой помощник, который действует исключительно в его поддержку? Мы с профессором С. Ю. Степановым предложили «индивидуальный цифровой ангел», который может стать ангелом-хранителем, помогая человеку в решении его жизненных проблем, во взаимодействии с другими людьми, в семье, в профессии, в обучении, в защите нас от фейков и даже дипфейков.

Да, с ИИ жизнь вроде бы станет проще, приобретение профессии и труд перестанут быть необходимым условием выживания человека. Но для психологов понятно, что свободное время и свобода выбора жизненных проектов с большой остротой ставят вопрос о смысле существования. Интеллект человечества – это не только интеллект как таковой, но это и его нравственность».

Под руководством Д. В. Ушакова защищены 6 кандидатских диссертаций. Он – автор более 250 научных работ. Специалистам известны его книги, написанные индивидуально или в соавторстве: «Интеллект: структурно-динамическая теория», «Психология одарённости. От теории к практике», «Интеллект, ценности и процветание наций: как измерить отдачу образования», «Социальная психология знания» и др.

Член Бюро Отделения общественных наук РАН, член бюро Научно-издательского совета РАН, член Комиссии РАН по мониторингу и оценке результатов деятельности научных организаций и образовательных организаций высшего образования РФ, член редколлегий российских и иностранных журналов, председатель диссертационного совета при Институте психологии РАН. В разные годы являлся членом Президиума ВАК, членом Бюро Российского фонда фундаментальных исследований, членом Комиссии по науке при Правительстве Москвы.

Отмечен юбилейной медалью «300 лет Российской академии наук».

Лауреат конкурса 2006 года «Лучшие молодые доктора РАН», лауреат XIII Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии».