Идентификация эпитопов, распознаваемых Т-клеточным рецептором, ассоциированным с анкилозирующим спондилитом

Анкилозирующий спондилоартрит (АС) – ревматологическое заболевание аутоиммунной природы. В основе развития аутоиммунных патологий лежит реализация иммунного ответа организма против антигенов собственных клеток. Идентификация антигенов, распознаваемых рецепторами Т-лимфоцитов, в особенности аутоантигенов, на данный момент представляет технологически весьма сложную задачу. К настоящему времени удалось охарактеризовать антигенную специфичность буквально лишь нескольких таких Т-клеточных рецепторов (TCR). При этом получаемые сведения совершенно необходимы как для понимания общих правил распознавания Т-клетками специфических антигенов, так и для понимания механизма развития аутоиммунного заболевания и разработки терапевтических подходов подобных состояний.

В Лаборатории сравнительной и функциональной геномики Отдела геномики адаптивного иммунитета ИБХ РАН удалось установить полную последовательность для TCR, ассоциированного с анкилозирующим спондилоартритом. Совместно с коллегами из университетов Стэнфорда, Оксфорда и университета Дж. Вашингтона в Сент-Луисе, удалось расширить группу АС-ассоциированных TCR с известной последовательностью и определить узнаваемые ими Т-клеточные эпитопы (антигены).

С помощью рентгеноструктурного анализа нескольких комплексов ТCR с соответствующими комплексами пептид-МНС удалось определить ключевые аминокислотные остатки, определяющие узнавание антигенных пептидов. Были найдены распознаваемые этими TCR антигенные пептиды из белков организма человека и ряда кишечных бактерий.

Полученные результаты поддерживают гипотезу кросс-реактивности Т-клеток при узнавании микробных антигенов и антигенов клеток собственного организма как механизма запуска аутоиммунной реакции при АС. Знание структуры антигенов, распознаваемых АС-ассоциированными TCR открывает широкие возможности для изучения механизма участия этой группы Т-клеток в патогенезе заболевания и развития принципиально новых подходов к терапии анкилозирующего спондилита. Полученные результаты недавно опубликованы в журнале Nature.

Источник: Институт биоорганической химии им. академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН.