Академия

Лауреат премии РАН Алексей Семихатов: мысль способна проникнуть туда, куда не проникает взгляд

Лауреат премии РАН Алексей Семихатов: мысль способна проникнуть туда, куда не проникает взгляд

Лауреат премии РАН Алексей Семихатов: мысль способна проникнуть туда, куда не проникает взгляд

27 декабря президиум РАН принял решение присудить премию РАН 2022 года за лучшие работы по популяризации науки в номинации «Лучшая научно-популярная книга о жизни ученых и логике развития науки» доктору физико-математических наук Алексею Семихатову, работающему в Отделении теоретической физики Физического института им. Лебедева. Редакция сайта РАН попросила лауреата ответить на несколько вопросов.

Когда и почему вы решили заняться наукой?

В возрасте, когда это не решение, а ощущение, классе в четвертом. Потом это ощущение собственно, говоря, интерес — само собой превращается в решение.

Какова область ваших научных интересов?

Математические структуры, навеянные «физическими» моделями. В кавычках, потому что в основном эти модели описывают двумерие. Интересная математика там буквально бьет ключом. Впрочем, низкоразмерные структуры сейчас реализуются экспериментально в физике, которая раньше называлась физикой твердого тела. В результате особо успешные из упомянутых математических структур могут пробить себе дорогу в реальность.

Как долго шла работа над книгой «Всё, что движется»? Как появился ее замысел? Упало ли на вас то самое Ньютоново яблоко или приснился почти Менделеевский сон?

Яблоко упало один раз по поводу общей концепции: во Вселенной всё, и правда, движется, давайте об этом поговорим. После чего идея развивалась по каким-то своим законам.

Как бы вы описали главный тезис вашей книги?

Формально что и Вселенная существует «через» движение, и (немаловажно!) мы познаем ее, используя и изучая движение (примеров чему в книге немало). Неформально что мысль способна проникнуть туда, куда не проникает взгляд.


Как рождался замысел обложки книги? Слышала о ней два диаметрально противоположных мнения: «Сразу хочется взять в руки» и «В книжном магазине ее не заметишь среди других, более ярких обложек».

Обложка это художник Юрий Буга, который, надо сказать, на всякий случай спросил моего согласия. В той Вселенной, где мы сейчас находимся, мною овладело первое из двух впечатлений, о которых вы говорите.

Был ли у работы над книгой дедлайн или вы писали ее «в свободном полете» и договоренностей с издательством еще не было? Вы человек жесткой дисциплины «ни дня без строчки» или пишете по вдохновению?

Был не дедлайн, а растущее осознание, что надо наконец остановиться. Правда, в варианте «вот это доделаю, и остановлюсь». Писать ли по расписанию или вдохновению? Я старался, чтобы вдохновение приходило по расписанию.

Для Вас работа над научно-популярной книгой сложнее или легче работы над научной монографией?

Сложнее.

Вы работаете и в сфере популяризации науки на ТВ. Как бы вы оценили состояние дел с популяризацией науки в России?

Не скажу про «состояние дел» в целом. Судя по некоторым признакам (включая миллионы просмотров некоторых интервью на научные темы), есть интерес общества к тому, чем занимается наука. К этому хорошо было бы добавить готовность и умение ученых рассказывать в очень доступном формате. Этого последнего несколько не хватает.

Какова роль РАН в этом процессе и что РАН могла бы еще сделать в этой сфере?

Буквально создать и поддерживать площадки, где ученые обращались бы к самой широкой публике. Причем хозяин площадки должен жестко требовать доступность изложения. Скажу нечто, что может вызвать неодобрение некоторых представителей науки, но ученых и можно, и нужно обучать популярным выступлениям. Я бы первым записался на семинар по развитию такого умения.

Беседовала Наталия Демина.

Фото: Елена Либрик.