Наивные вопросы: инопланетяне существуют?

Рубрика Популярная наука

Спрашивает: Егор Маркин, Воронеж, читатель журнала «Кот Шрёдингера».

Отвечает: Сергей Попов, астрофизик, профессор РАН, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ.

Начнём с позитивистской установки: у нас нет никаких наблюдательных оснований утверждать, что инопланетяне существуют и тем более – прилетали к нам. Но точно так же нет никаких научных оснований говорить, что жизнь на Земле уникальна и больше её нигде нет.

Представьте, что мы построили модель жизни на Земле, в которой абсолютно уверены. Если бы в этой модели вероятность ключевого события сотворения жизни на Земле, допустим, составляла один к миллиарду, тогда можно было бы утверждать, что жизнь на нашей планете – редкое явление и, возможно, Земля – единственная обитаемая планета в Галактике. А если бы после этого мы поняли, что при наличии жизни шанс на возникновение разумной цивилизации – один к миллиону, то могли бы уверенно считать, что Земля с её ракетами действительно уникальна.

Но всего этого мы пока не знаем, поэтому хочется сказать, что, по всей видимости, жизнь должна быть распространённым явлением в Галактике. Возможно, в ближайшее десятилетие мы получим подтверждение этому для жизни в целом. Про разумную и техническую жизнь сказать гораздо труднее. Важно понимать, что поиски искусственных сигналов из космоса, больших технологических сооружений вроде сфер Дайсона активно ведутся.

Физик Фримен Дайсон предположил, что развитая цивилизация должна создавать вокруг своей звезды оболочки диаметром в десятки и сотни миллионов километров. С их помощью энергия светила будет использоваться более эффективно.

Но пока ничего не нашли. Собирая вместе этот огромный комплекс отрицательных результатов по поиску высокоразвитых технических цивилизаций, мы приходим к известному парадоксу Ферми. И это действительно парадокс, то есть у нас нет ответа, почему Галактика не кишит техническими цивилизациями, почему она не похожа на Вавилон-5.

Этот парадокс сформулировал другой великий физик – Энрико Ферми. За миллиарды лет инопланетные цивилизации должны были расселиться по всей Галактике. Но где они? Почему мы не наблюдаем никаких следов разумной внеземной жизни, таких, например, как зонды, космические корабли или радиопередачи? Почему они молчат?

Скорее всего, к нам никто не прилетал. Мы не видим следов технических цивилизаций. Представьте, что вы живёте на малюсеньком райском острове, у вас там кокосы, бананы и химическая лаборатория. Вам не нужно ждать, пока на остров привезут автомобиль, чтобы определить состав воздуха и построить модель, позволяющую оценить количество двигателей внутреннего сгорания на Земле. Всё это вы можете сделать и так. То есть по косвенным признакам можно определить существование и даже оценить масштаб автомобилестроения в мире. Это более реалистично, чем столкнуться с настоящим автомобилем, гуляя по этому острову.

С поиском инопланетян похожая ситуация. Гораздо проще обнаружить технические проявления материнской планеты, цивилизации настолько мощной, что она послала летающую тарелку, которую мы смогли увидеть. В этом смысле не нужно гоняться за тарелкой, нужно искать «гнездо». Но, несмотря на целенаправленные поиски и потрясающее развитие обзорно-наблюдательной астрономии, ничего похожего мы пока не обнаружили, а ведь люди очень хотели бы. Важно понимать: если астроном столкнётся с этими проявлениями, он не будет засекречивать, а опубликует результат.

Да, есть много сообщений, что инопланетяне на Землю прилетали, людей зондировали и чёрт-те что с ними делали. Возможно, у них недоступные нам технологии, которые работают на совсем иных принципах. И они ухитрились к нам прилететь, не оставив никаких косвенных следов, и вообще нашими средствами их обнаружить нельзя. Тогда инопланетяне, увы, напоминают чайник Рассела.

Философ Бертран Рассел: «Если бы я стал утверждать, что между Землёй и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите вращается чайник, никто не смог бы опровергнуть моё утверждение, добавь я предусмотрительно, что чайник слишком мал, чтобы обнаружить его даже при помощи самых мощных телескопов.

Материал подготовлен совместно
Российской академией наук
и научно-популярным журналом «Кот Шрёдингера»
(АНО «Центр по развитию технологий будущего»).