Академия

Новый облик древнерусской деревни, локализация Немецкого двора и другие события года в российской археологии

Новый облик древнерусской деревни, локализация Немецкого двора и другие события года в российской археологии

Новый облик древнерусской деревни, локализация Немецкого двора и другие события года в российской археологии

15 августа в России отмечается День археолога. На пресс-конференции по этому поводу директор Института археологии РАН, вице-президент РАН, академик РАН Николай Макаров вместе с коллегами подвел предварительные результаты археологического сезона 2022 года.

«Общий объем полевых работ, который выполняется в этом году в России, достаточно значителен, – отметил Николай Макаров. – Министерством культуры выдано более 2000 открытых листов – так называется разрешение на раскопки и археологические разведки, по числу которых мы ведем статистику интенсивности полевых работ. Это впечатляющая цифра, которая для последних лет стала обычной».

Большая часть этих работ, по словам ученого, связана с сохранением археологического наследия: это обследование земельных участков, предваряющих строительство, или спасательные раскопки, но значительная часть – специальные научные раскопки, которые финансируются из бюджетных средств, Российским научным фондом и фондом «История отечества», чья поддержка очень важна.

Один только Институт археологии РАН в этом году организовал 38 экспедиций по 200 открытым листам (см. карту выше). Их география простирается от Калининграда до Чукотки, от Крыма и Дагестана до Новгорода и Вологды. За пределами России раскопки ведутся в Абхазии, в Узбекистане, Казахстане, начинаются работы на Шпицбергене.

«Россия – страна с огромным разнообразием археологических культур», – подчеркнул академик Макаров, проиллюстрировав это высказывание примерами некоторых результатов исследований этого года.

В Крыму завершены раскопки поселения Багай, относящееся к эпохе поздней бронзы, XII–X вв. до н. э. Раскопки ведутся на месте прокладки объездной автодороги вокруг Симферополя. Обнаружено огромное поселение с очень сложной застройкой и ритуальными комплексами.

На участке Донское – Перевальное той же автодороги исследованы 35 курганов скифского времени, IV в. до н. э. Некоторые из них сохранились неразграбленными. Они исключительно интересны для изучения сложных погребальных сооружений с дромосами и склепами. В них были найдены прекрасные наборы украшений (см. выше).

Завершаются работы на трассе Москва–Казань, которые финансируются за счет бюджета строительства. Ведутся раскопки двух больших сельских поселений. Одно из них, селище Чаадаева под Муромом, дало совершенно уникальный материал (см. слайд выше). Полностью вскрыто 2,5 га культурного слоя поселения, благодаря чему удалось выявить планировочную структуру русского села конца XI–XII вв. – с усадьбами, оградами, основаниями построек.

«Поселение имело очень сложную планировочную структуру, что необычно для нашего понимания сельской жизни того времени, которую мы представляли примитивной и просто устроенной, – признался Николай Макаров. – Но эти большие спасательные раскопки впервые дали возможность пересмотреть эти представления».

При раскопках найден так называемый крест с грубым изображением распятия. Это один из древнейших типов крестов, которые вошли в обиход на Руси.

«XI в. – это самое начало христианизации, а Муром всегда воспринимался как языческий глухой угол, захолустье, но вместо этого мы видим богатую древнерусскую культуру, ориентированную на традиции городов, с большим количеством элитных вещей, что указывает на то, что среди местных жителей были и представители знати, – говорит Николай Макаров. – У них были книги, поскольку обнаружились книжные застежки. Это совершенно новый уровень представления о том, что мы называем древнерусской деревней».

Под Суздалем продолжается исследование так называемых невидимых могильников у села Гнездилово. Они относятся X–XI вв. и некогда были отмечены курганными насыпями, но за долгие годы распашки насыпи оказались утраченными. Современные методы геофизических исследований позволяют выявить эти могильники и вести раскопки точечно.

«Это время становления Северо-Восточной Руси, и мы в этом году исследовали два погребения тех самых пассионариев, представителей суздальской знати XI в., которые создали Северо-Восточную Русь, – рассказывает Николай Макаров. – В погребении найдены боевые топоры, византийские монеты, скандинавские подвески, что говорит о сочетании различных традиций».

Из Новгорода с 2013 года идет поток фрагментов фресок XII в., сбитых со стен Георгиевского собора Юрьева монастыря. Но пока в руки археологов попала лишь малая их часть, поскольку основная часть была вывезена с территории храма и свалена где-то на территории монастыря.

«Это место было предметом поиска в течение нескольких лет, и в этом году эти поиски наконец завершились успехом, – говорит академик Макаров. – Вы видите эти лики, которые найдены в новом завале на территории монастыря. Это первая треть XII века, самое начало становления древнерусского искусства, одна из древнейших найденных росписей. Теперь мы знаем, где их искать».

Раскопки могильников древних эстиев и пруссов проводились на трассах строительства автодорог в Калининградской области. Одна находка оказалась очень знаменательной и неожиданной. Ее обнаружили при раскопках селища Привольное. Это богатое поселение пруссов XI – первой половины XIII вв., времени, предшествующего тевтонской колонизации. Здесь среди прочего обнаружилась самая неожиданная находка: печать киевского князя Владимира Мономаха. Это вторая древнерусская печать, которая найдена в этом поселении. Какие-то документы, скрепленные печатями русских князей, попадали на территорию этого поселения.

По словам Николая Макарова, настоящим подарком археологам в этом году стало открытие музейного комплекса «Шульган-Таш» с наскальной росписью в Каповой пещере в удаленном уголке Башкирии. Это пример другим регионов.

Подробнее о раскопках этого года в Великом Новгороде рассказал заместитель директора и руководитель Новгородской экспедиции Института археологии РАН член-корреспондент РАН Петр Гайдуков.

В Новгороде три года назад был запущен новый археологический проект в центральной части Торговой стороны Великого Новгорода в связи с тем, что значительная часть этой территории передана Новгородскому музею для создания здесь в будущем историко-археологического квартала.

«Этот квартал знаменит тем, что здесь наиболее мощный в Новгороде культурный слой – 8 м, – говорит Петр Гайдуков. – Но по разным причинам планомерных археологических работ до сих пор здесь не проводилось. По письменным источникам нам известно, что именно здесь на протяжении 500 лет с конца XII в. располагалась торговая фактория Ганзы – Немецкий двор. До наших работ его локализация осуществлялась весьма приблизительно».

В 2020 году здесь провели серию работ для уточнения трасс улиц, и один из шурфов – №3 – показал, что археологи попали на часть Немецкого двора, потому что концентрация находок западноевропейского происхождения здесь превышала незначительную долю таких находок на других новгородских раскопках. В 2021 году шурф был увеличен до 90 кв. м. Были изучены слои XV в.

«В этом году мы вошли в слои XIV в, – говорит Петр Гайдуков. – Они дали нам очень много находок: их уже более 2000, что для такой маленькой площади абсолютно нетипично даже для Великого Новгорода. И мы попали не только на территорию Немецкого двора, но на его въездную часть с сохранившимся настилом».

 

Среди обычных древнерусских находок здесь обнаружен огромный набор немецкой столовой керамики, товарных свинцовых пломб, которыми опечатывались фламандские сукна, огромное количество – уже более 200 – игл, которыми разрешалось торговать молодым немецким купцам. Найдена совершенно нетипичная для Новгорода западноевропейская прорезная обувь. Работы продолжаются: археологи дошли до слоя третьей четверти XIII в.

«Еще примерно 60 см мы будем изучать слои Немецкого двора, но хорошо известно по письменным источникам, что немцы приобрели эту часть территории в конце XII в., – говорит Петр Гайдуков. – А до этого времени в течение 250 лет с середины X в. здесь располагались новгородские усадьбы. Нас ждут интересные древнерусские слои. Это центральная часть Славенского конца, одного из древнейших районов Великого Новгорода, и никогда еще в центральной части не был изучен культурный слой до «материка», поэтому нас здесь ждут еще интересные открытия, которые, может быть, даже прояснят вопрос происхождения Новгорода.

О раскопках на Сахалине рассказал заведующий Сахалинской лабораторией археологии и этнографии Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Александр Василевский.

«Исследованиями охватывается огромная территория, которой могли бы позавидовать археологи многих европейских стран, – говорит Александр Василевский. – Она включает порядка 100 островов».

Если представить себе Сахалинскую область, то это огромная буква V, которую образует Сахалин и Курильские острова в двух морях – Японском и Охотском, с длиной каждой стороны около 1000 км. Спасательные раскопки сегодня идут, например, на острове Итуруп.

О работах в районе археологического памятника Фанагория в Краснодарском крае рассказал заведующий отделом классической археологии и руководитель Фанагорийской экспедиции Института археологии РАН Владимир Кузнецов.

Фанагория – один из крупнейших в нашей стране археологических памятников. Размеры этого города-государства с окружающей сельской территорией приближаются к 100 кв. км, причем часть города затоплена морем, так что приходится вести и подводные исследования. Владимир Кузнецов особо выделил значение раскопа города средневеково периода площадью 2000 кв. м.

«Для нас было неожиданностью, что в культурном слое такого большого античного города глубиной примерно в 7 м слои средних веков занимают 4 м, больше половины», – рассказал Владимир Кузнецов.

Раскоп показал, что средневековая история города с середины V до начал X вв. н. э. делится на два периода: второй, самый поздний период – хазарский, когда Фанагория была одним из главных городов Хазарского каганата.

«Об этом времени мы знали очень мало, – говорит Владимир Кузнецов. – Считалось, что все хазарские города, во всяком случае на Таманском полуострове, состояли их небольших строений в одну-две комнаты. Но наши раскопки показали, что это не так. Это был большой город, в среднем дома в нем занимали площадь не меньше 100 кв. м. и могли состоять и 5-6 комнат».

Долгое время было непонятно, почему город прекратил свое существование. Раскопки показали, что в один момент все жители неожиданно покинули его, оставив все предметы на своих местах: амфоры, пифосы, зернотерки, ступы.

«На этой площади в 2000 кв. м. мы нашли 16 скелетов людей, которые погибли насильственной смертью и остались лежать на улице, – говорит Владимир Кузнецов. – Таким образом, мы поняли причину: город был захвачен врагами, но не был ни сожжен, ни разрушен. Сопротивлявшихся жителей убили, а оставшихся просто увели в рабство. Так этот город прекратил свое существование».

Трагический конец постиг и Фанагорию более раннего, византийского периода. Под слоем хазарского времени обнаружились слои VI в. н. э. с большим количеством пифосов и амфор, наполненных сгоревшим зерном. Раскопки слоя показали, что город погиб в страшном пожаре между 545 и 565 г. н э. Писатель Прокопий Кесарийский сообщил в 554 г., что Фанагория была разрушена местными племенами».

Об исследованиях в Татарстане рассказал директор Института археологии им. А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан Айрат Ситдиков.

Особое место в работе татарских археологов занимает исследование Болгарского городища, где проводится около 200 раскопов. На его территории проходит Международная археологическая школа, которая объединяет более 20 стран и ведет около 40 образовательных программ. Среди важных событий года Айрат Ситдиков выделил публикацию 3 томов «Археологии Волго-Уралья». В создании этого труда приняли участие более 100 исследователей из 20 регионов. Всего же будет издано 7 томов.

Сибирскую археологию на пресс-конференции представил советник директора Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик РАН Вячеслав Молодин.

Западносибирский отряд археологии и этнографии СО РАН ведет раскопку элитного курганного Усть-Тартасского могильника, который был открыт еще в XIX в. Всего было обнаружено более 100 крупных элитных насыпей.

«Мы проводили исследования кургана №51 с использованием геофизического мониторинга, – рассказал академик Молодин. – Раскопки ведутся вручную несмотря на размеры. При разборке насыпи было найдено 8 захоронений с инвентарем, типичным для Саргатской культуры V-III вв. до н э. И сейчас мы дошли до самого интересного: обнаружено обнесенное рвом сакральное пространство, наполненное рыбьей чешуей, что чрезвычайно любопытно. Что нас ждет дальше, я пока сказать не могу».

О раскопках в районе крепости Узундара (Узбекистан) рассказала начальник Бактрийского отряда Среднеазиатской археологической экспедиции Института археологии РАН Нигора Двуреченская. Крепость Узундара относится к эпохе походов Александра Македонского и эллинизации Бактрии.

«За 10 лет раскопок стало ясно, что эта крепость – лишь часть большой фортификационной системы на северо-западной границе древней Бактрии, – рассказала Нигора Двуреченская. – Она прослеживается на десятки километров и насчитывает более 20 фортификационных объектов, которые включают разного типа башни и стены протяженностью до 3 км, которыми окружены целые оазисы площадью более чем в 2000 га».

Крепость представляет собой хорошо укрепленную цитадель с двойными стенами и стрелковыми галереями, с пятью башнями и крупным строением в центре с двумя подвалами. Вскрыто около 3000 кв. м.

«Таких памятников, где сразу под дерном идет III–II вв. до н. э., можно пересчитать по пальцам одной руки, – утверждает Нигора Двуреченская. – Изучение этой крепости позволило закрыть, в частности, многие столетия тянувшийся спор о северо-западных границах Бактрии. Сегодня нет сомнений, что она пролегала именно здесь, а не по реке Амударья».

«Археология живет новыми материалами, которые делают наше понимание истории глубже, точнее и полнее», – подчеркнул академик Макаров, поздравляя коллег с профессиональным праздником.

Редакция сайта РАН